В чем суть его проекта? Он сумел получить высокооктановый компонент бензина Евро 5 из тяжелых низкооктановых фракций нефти. Дело в том, что до сих пор в дело активно шли только легкие фракции, тяжелые переработке плохо поддавались и стоили очень дорого. Конкретно речь идет о фракциях С5, С6 и С7, которых в нефти около 15 процентов. Российским ученым удалось решить эту задачу.
- Но, пожалуй, главное наше достижение, что мы смогли в три раза снизить затраты на оборудование и в пять раз - на энергоресурсы при производстве компонентов бензина, - говорит Гиязов. - Тут надо пояснить, что сегодня высокооктановый компонент бензина получают в несколько этапов. И на каждом применяется свой аппарат, в зависимости от ситуации их обычно 5-7. Мы не придумывали новые технологии, а собрали все вместе в один аппарат. Это похоже на ситуацию, когда у вас в руках высокотехнологичный смартфон, а у конкурентов отдельный проводной телефон, будильник, фотокамера и т.д. В нашем "сборнике" основные процессы идут не параллельно, как раньше, а практически одновременно. Отсюда выигрыш и во времени, и в цене продукта.
Говоря попросту, россиянам удалось "засунуть" самые разные аппараты в один ящик. Нечто подобное давно пытаются сделать инженеры ведущих фирм мира, но установки получались крайне сложными, а главное нетехнологичными, неудобными для применения. То, что сотворили россияне, похоже на своего рода фокус. Имея набор тех же аппаратов, которые безуспешно пытались собрать воедино многие группы ученых, наши инженеры с задачей справились. Скорее всего, именно эта неожиданность решения и стала главным аргументом для жюри, когда оно выбирало победителя.
На новую установку получено несколько международных патентов. Сейчас она внедряется на одном из нефтеперерабатывающих заводов России, а также за рубежом. Разработка поддержана грантом фонда "Сколково".