27.06.2017 14:05
Поделиться

Российских судостроителей объединит единое информационное пространство

В судостроительной отрасли, как и во всех высокотехнологичных производствах, происходят глобальные перемены. Новые задачи: разработка более энергоэффективных, надежных и экологически безопасных судов с более высокими рабочими характеристиками и низкой эксплуатационной стоимостью - требуют совершенствования процессов проектирования и производства с использованием современных технологий.

В апреле Агентство по технологическому развитию (АТР) и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) договорились о кооперации в сфере приобретения, трансфера и локализации в России новейших судостроительных технологий. АТР будет получать от ОСК актуальные данные о технологических решениях, в которых нуждаются предприятия корпорации. На их основе будет подобран подходящий российский или зарубежный продукт. Из материалов агентства следует, что в поле его других задач - проведение технологического аудита и подготовка проектов модернизации для верфей и конструкторских бюро ОСК, работа над аналитическими материалами по модернизации отрасли и совместный анализ основных технологических направлений развития отечественного и зарубежного судостроения.

Сейчас в России работает около 160 предприятий, которые занимаются постройкой военных кораблей, речных, морских, промысловых и научно-исследовательских судов и ледоколов. "Возможности России в этой отрасли выросли также благодаря присоединению Крыма, где находится много судостроительных заводов", - заметил эксперт Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Роман Терехин. По его мнению, качественное развитие судостроительной отрасли поможет развивать шельфовые проекты, осваивать Арктику, работать над расширением транспортного судоходства.

Предлагаемое разработчиками программное обеспечение упрощает цифровое моделирование судов

Одним из важнейших IT-продуктов для отрасли является система автоматизированного проектирования (САПР). Специализированные САПР со встроенными судостроительными модулями, позволяют разрабатывать комплексные решения по постройке судов от начала проектирования до спуска на воду. Предлагаемое разработчиками программное обеспечение не только упрощает моделирование (уже не на бумаге, а в цифровом режиме) судов, но также оптимизирует операции и процессы непосредственно на верфи и обслуживания и поддержки судна на протяжении его жизненного цикла.

"Проблема в том, что большинство российских судостроительных предприятий сильно ограничены в возможности самостоятельного выбора платформы САПР, так как из-за отсутствия собственных проектных подразделений им приходится сотрудничать с проектными бюро и институтами, которые используют удобное для себя программное обеспечение", - рассказывает Роман Терехин. В связи с этим предприятие-строитель при постройке судна вынуждено использовать аналогичные САПР, либо конвертировать результаты проектной работы при помощи программ сторонних разработчиков. Это препятствует внедрению на отечественных предприятиях современных методов проектирования и организации работ по постройке судов.

Именно поэтому, по оценке экспертов, одной из приоритетных задач для отрасли является создание единой для проектных организаций и предприятий-строителей информационной системы, используемой для передачи, проработки, изменения и управления конструкторской и технологической документацией.

Перспективы создания единого информационного пространства в судостроении обсуждались в декабре 2016 года участниками совместного заседания Комитета по судостроительной промышленности и морской технике.

Информационные технологии широко применяются для формирования цепочек поставок при создании судна

"Единое информационное пространство позволит специалистам различных подразделений и предприятий работать с конструкторской документацией и производить необходимые проектные расчеты с использованием 3D-моделей", - следует из сообщения Союза машиностроителей России. В качестве пилотного проекта разработчиками была представлена модель по организации единого информационного пространства между компаниями "Северное ПКБ" и "Севмаш". Новая технология проектирования позволит сразу транслировать проектную информацию из PDM-системы (Product Data Management - система управления данными об изделии) проектанта в PDM-систему завода-строителя.

Как отметил Роман Терехин, помимо проектирования информационные технологии широко применяются при формировании цепочек поставок при создании судна (синхронизация операций поставщиков), непосредственно производства (в целях повышения производительности и соблюдения сроков работ), а также обслуживании судов (для сокращения циклов капитального ремонта). Также за последние шесть-семь лет судостроительная отрасль перешла от бумажной документации к применению комплексных ИТ-систем с переводом большей части документов в электронный вид.