Новости

27.06.2017 14:00
Рубрика: Экономика

Алый парус хочет причалить

Отсутствие яхтенных портов тормозит развитие малого судостроения
Степень импортозамещения на рынке малоразмерных судов на сегодня составляет около 60 процентов, а в классе транспортных средств длиной до 7 метров превышает 80 процентов. Таковы данные Союза машиностроителей России.
Сочи - один из немногих наших городов, где создана достойная инфраструктура для малого флота. Фото: EPA Сочи - один из немногих наших городов, где создана достойная инфраструктура для малого флота. Фото: EPA
Сочи - один из немногих наших городов, где создана достойная инфраструктура для малого флота. Фото: EPA

Таких результатов удалось достичь лишь за последние годы. Санкции, усложнившие поставки, в том числе яхт, катеров и прочего маломерного водного транспорта, подстегнули отечественных производителей. Негативная на первый взгляд ситуация с западными ограничениями смогла дать импульс к реализации накопленных знаний и компетенций отечественными предприятиями.

"Наше малое судостроение начало выходить из многолетней стагнации благодаря мировому кризису - при падении курса рубля цены на аналогичную продукцию зарубежного производства выросли в несколько раз, - отмечает первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. - В повышении спроса именно на отечественные суда свою роль сыграли и такие определяющие для России факторы, как безопасность, надежность и живучесть в самом широком диапазоне погодных условий".

Многие любители активного отдыха на воде все чаще выбирают яхты российского производства. Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, их качество не уступает западным аналогам. Во-вторых, покупатель получает современное комфортное судно за сравнительно невысокую цену. Модели моторных яхт, которые предлагают российские заводы-изготовители, имеют всю необходимую оснащенность. Ведь современная яхта должна отвечать всем общепризнанным критериям и прежде всего быть не просто плавсредством, а комфортным домом на воде. Поэтому даже в базовой комплектации российские компании предлагают весьма достойный продукт, в котором есть каюты, туалеты, камбуз и общий салон.

Кроме того, многие российские производители не только улучшили дизайн и технологию производства яхт в соответствии с современными требованиями, но и предлагают продукт, адаптированный к нашим погодным условиям, прежде всего к холодам.

"Сейчас в России около 130 производителей катеров и яхт, - говорит Владимир Гутенев. - Крупные верфи используют малое судостроение для расширения основного ассортимента. Малые предприятия специализируются на выпуске лодок, яхт и катеров по индивидуальным заказам. В этом отношении нашим производителям следует брать пример с итальянцев, которым благодаря наличию верфей малого судостроения, использующих передовые технологии и тщательный подбор персонала, удалось нарастить производство практически всех видов малых судов".

Катерами и яхтами российского производства стали интересоваться даже за рубежом. Так, туристическая компания из Новой Зеландии заказала катер на воздушной подушке CHRISTY-9205, изготовленный по специальному заказу санкт-петербургским предприятием "Кристи Ховеркрафт". Ходовые испытания катера завершены в мае. Находятся покупатели и в Германии, странах Скандинавии, Прибалтики и СНГ.

И если в плане производства дела у нас обстоят более-менее хорошо, то совершенно обратная ситуация связана с яхтенной инфраструктурой, без которой нет логического завершения цикла: производство - продажа - обслуживание.

Многие эксперты сходятся во мнении, что на сегодня яхтенная инфраструктура в России находится в зачаточном состоянии. "Если посмотреть отдельно на Москву, Санкт-Петербург, а с недавних пор и на Сочи, может сложиться впечатление, что яхтинг в России достаточно развит, - говорит управляющий партнер компании Burevestnik Group Андрей Бойко. - Однако он развит только в столицах, но не в стране в целом. Это большая проблема: яхтенных портов нет или почти нет в европейской части и тем более в Центральной и за Уралом".

К сожалению, нет централизованных стоянок для малых судов на таких крупных реках, как Волга, Кама, и даже практически на всем Черноморском побережье, за исключением Сочи и его окрестностей. "В этих местах выбора стоянок не будет вообще, а сервис, если и найдется, окажется некомпетентным и очень дорогим", - отмечает Андрей Бойко.

Развитие яхтенной инфраструктуры является логическим продолжением роста производства малых судов

Эксперты уверены, что перспективы развития гражданского малого судостроения связаны прежде всего с улучшением эксплуатационных характеристик судов. И, конечно, с обеспечением требований сегодняшнего дня - использованием технологий глобального позиционирования GPS и ГЛОНАСС, современной "электронной начинки" системы управления и других инновационных решений. Необходимы и определенные меры со стороны государства, включая стимулирование малого бизнеса, а также спрос на отечественные суда через механизмы субсидирования производства и лизинга.

Кроме того, необходима господдержка развития яхтенной инфраструктуры, которая является логическим продолжением развития производства гражданского малого судостроения. "Считаю, что сейчас самое время государству обратить внимание на создание благоприятных условий для развития яхтенной инфраструктуры на реках и водохранилищах, на Черноморском побережье, - говорит Андрей Бойко. - Переориентация заброшенных портов может дать солидный стимул развитию внутреннего водного туризма и инфраструктуры маломерных судов".

Экономика Транспорт Водный транспорт Экономика Недвижимость Инфраструктура
Добавьте RG.RU 
в избранные источники