- Основой созданного нами топлива являются отходы, которые образуются при обогащении углей, отправляемых на экспорт, - говорит доктор физико-математических наук Павел Стрижак. - Скажем, в Кузбассе обогащается примерно 60 процентов из всего добытого угля, а в мире более 70 процентов.
То, что с отходами сумели сделать томские ученые, поражает. Полученное из них топливо оказалось лучше самого угля. По сути, создан композит из четырех компонентов: 80 процентов это отходы углепереработки, к ним добавляются другие отходы - отработанные масла, нефтешламы и т.д., вода и стабилизатор для увеличения срока хранения. Эту смесь можно отправлять в топку котельной.
- Чем выше температура горения, тем меньше вредные выбросы, - говорит Стрижак. - По оксидам азота и серы от 2 до 10 раз. В основе эффекта... вода. Водяной пар тормозит многие реакции, в том числе и образование оксидов серы и азота. По энергетическим характеристикам наш композит ничем не уступает традиционному углю. Стоимость такого топлива - это фактически цена его транспортировки до места сгорания, и оно в десятки раз экологичнее самого угля.
Павел Стрижак подчеркивает, что вариантов композита множество, все зависит от возможностей конкретного региона. К примеру, можно не сжигать низкосортные бурые угли, которые считаются крайне неэкологичными, а сделать из них композиты, резко сократив вредные выбросы. Новая технология открывает перспективы для широкого применения композитов как дешевого, энергетически и экологически выгодного топлива по сравнению с углями. Производители смогут снизить объемы добычи полезных ископаемых и разработки новых месторождений. Это позволит сберечь ресурсы и снизить вред, наносимый экологии нашей планеты.