27.06.2017 21:45
    Поделиться

    В МГУ союз ректоров обсудили вовлечение молодежи в науку

    Как вовлечь молодежь в науку и остановить утечку мозгов? Эти острейшие для отечественной науки и образования проблемы обсуждались на совместном заседании Совета Российского Союза ректоров (РСР) и РАН.

    Событие по своему знаменательное. Ведь еще недавно некоторые высокие чиновники утверждали, что система организации отечественной науки устарела, что за образец надо взять американский  опыт, где наука якобы делается в университетах.  Аргументы оппонентов, что у нас своя специфика, выработанная годами, что у нашей науки огромные достижения, сторонники американского пути слышать не желали.

    К счастью, здравый смысл все же восторжествовал. И встреча в МГУ ректоров более чем 80 ведущих вузов и академиков это доказала. Открывая эту встречу, исполняющий обязанности президента РАН академик Валерий Козлов отметил, что, к сожалению, за последние годы "мы подзабывали такое привычное когда-то для многих из нас словосочетание, как интеграции науки и образовании". Был принят закон о такой интеграции, появилась программа, которая хорошо финансировалась, в вузах были созданы базовые кафедры институтов, молодежь получила шансы реализовывать свои амбиции. "Но потом интеграционные процессы стали почему то затухать, - сказал академик. - Сейчас, когда руководством страны перед нами поставлена важнейшая задача по реализации Стратегии научно-технологического развития России, надо повышать качество образования и эффективности научных исследований. Интеграция  науки и образования является здесь первостепенной  задачей.

    С ним согласен ректор МГУ, председатель Совета РСР Виктор Садовничий. Хотя, по его мнению, и сегодня есть немало примеров удачной совместной работы ведущих вузов и академии. Так, около 100 вузов имеют соглашение с институтами РАН о совместной научной деятельности. Скажем, у МГУ, где работает 255 членов академии, подписано с институтами РАН 50 договоров о совместной работе, опубликовано 2300 совместных статей в престижных изданиях, 55 договоров имеет Санкт-Петербургский госуниверситет, 350 - Казанский госуниверситет, успешно работают с академией госуниверситет Дальнего Востока, Томский медицинский университет, сельскохозяйственные вузы Кубани и Ставрополья.

    Говоря о больной проблеме нашей науки - привлечении в нее молодежи, ректор отметил, что МГУ начал программу по созданию новых лабораторий под руководством молодых ученых. Это поможет им реализовать себя. Объявлен конкурс, на который подано 115 заявок. Причем многие из этих ученых активно сотрудничают с РАН.

    Коснулся председатель Совета РСР и еще одного больного вопроса - присуждении научных степеней. Как известно, право присуждать собственные степени было дано МГУ и СПГУ. "Однако потом вышел документ, который расширяет это право, его могут получить уже около 100 вузов, - сказал Виктор Садовничий. - Думаю, это сделано поспешно. Вначале надо учесть опыт МГУ и СПГУ, а уже с его учетом оценивать, как расширять его право. Иначе мы понизим уровень научных исследований".

    В целом, участники первого совместного заседания Совета РСР и РАН были единодушны: у интеграции науки и образования нет альтернативы. Вузам и научным институтам необходимо создавать совместные базовые кафедры и исследовательские лаборатории, включать в образовательные программы специальные курсы, связанные с приоритетными научными исследованиями, найти различные варианты для мотивации молодежи заниматься наукой и открыть ей возможности для самореализации.

    Поделиться