В число лидеров среди "школьных" болезней попали: кариес, гастрит, близорукость, нарушения осанки. "В школу поступают здоровые дети, а возвращаются оттуда больные - это немного лукавая постановка вопроса, - считает главный редактор журнала "Здоровье школьника" Алла Виноградова. - Не приходят они туда здоровыми. Ребенок приходит в школу в шесть-семь лет, на пороге одного из кризисов роста. В этот период где тонко, там и рвется. Если у ребенка наследственная близорукость, то она проявится тогда, когда у него будет расти глазное яблоко. Если у ребенка слабая соединительная ткань, а это беда почти всех детей сегодня, то у него проявятся, например, нарушения осанки. Если с пищеварением проблемы, то они обязательно проявятся в условиях, когда ребенок будет питаться не дома и не тем, за чем следят родители".
По мнению эксперта, корень всех болезней внутри, а внешние причины подталкивают эти процессы. "Нельзя сказать, что сидение за партой и стресс нехватки времени, прессинг, который дети испытывают и в школе, и дома, чтобы соответствовать ожиданиям взрослых, никак не сказываются на детях, - продолжает она. - Это подталкивает к ухудшению здоровья, но косвенно".
Нейрофизиолог Лариса Попович, напротив, считает, что школа калечит детей. "Учеба - это период, когда можно заложить здоровье, а мы его теряем,- говорит она. - Это касается многих элементов - в первую очередь несоблюдение санитарных норм по освещению, в свое время были подготовлены санитарные нормы по спектру ламп, которые должны быть в школе, чтобы не портилось зрение. К сожалению, экономическая ситуация такова, что вряд ли в школах следуют этим нормам. Вторая причина касается парт. Третья - шумовая, эмоциональная, физическая нагрузка. Существует много работ, посвященных тому, как правильно организовывать учебу в школе, но минимальное количество школ им следует".
Дефицит двигательной активности в младших классах составляет 35-40 процентов, в старших - 75-85 процентов. А самая большая причина заболеваемости школьников - постоянный стресс. Как выяснили аналитики из Южного федерального университета Ростова-на-Дону, только 40 процентов школьников ходят в школу с удовольствием, а каждый десятый - "из-под палки".
"Лучше всего скандинавский вариант обучения, когда дети учатся играя, - считает Лариса Попович. - Нужно внимательнее относиться к ребенку и беречь в первую очередь его интеллектуальную сферу и эмоции, потому что психологическая нагрузка приводит к соматическим потерям. Школьники испытывают стресс от того, что происходит сначала в школе, потом дома, когда их начинают ругать за отметки, которые по большому счету никакого отношения к будущему детей не имеют". Мама и папа чувствуют повышенную ответственность в первую очередь за то, чтобы их не назвали плохими родителями.
В начальной школе лучше всего искать понимающего учителя, который подберет "ключик" к ребенку. Темпы роста у всех разные, выравниваются они только к пятому классу. Если в этом возрасте начать подгонять и требовать быстрых результатов, то это спровоцирует проблемы со здоровьем - утомит и родителей, и ребенка.
Плюс стоит прислушиваться к традиционным советам, которые дают врачи и психологи - соблюдение режима труда, зрительная гигиена, двигательная активность. "Мы много заботимся о здоровье детей до школы, а после первого класса переключаемся на социализацию и успеваемость, - считает Виноградова. - Мы упускаем их здоровье. И потом начинаем заниматься не профилактикой, а разбираться с проблемами, которые уже накопились".
Не отбирайте у ребенка дни летнего отдыха и выходные. Не стоит накануне 1 сентября лихорадочно повторять все пройденное за предыдущий класс.
Ищите возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один - в школе и один - дома), организовать хранение сменной обуви, спортинвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы.
Если у школьника ухудшилось зрение, не стоит паниковать. Это может быть связано с переутомлением. Следите, чтобы он делал перерывы для отдыха между занятиями, и через пару недель ситуация сможет нормализоваться.