Ярославские фермеры решили наладить кооперацию

По мнению овощеводов и животноводов, только так они смогут не выживать, а развиваться и составлять конкуренцию торговым сетям, которые для фермеров продолжают оставаться практически недоступными.

Нащупать нишу

Максим Сметанин из Угличского района - овощевод-предприниматель во втором поколении. Больше 25 лет назад рискованным (и до сих пор оно осталось таковым) фермерским делом занялся его отец - Николай Иванович. Старший Сметанин поначалу держал молочное стадо, сеял лен, но выбрал в итоге овощеводство как наиболее рентабельное в имеющихся условиях. Сегодня это хозяйство - одно из самых крепких в области: картошка у Сметаниных успешно растет на ста гектарах пашни, морковь, капуста, свекла, огурцы, лук - еще на тридцати пяти. Все это сохраняется в современных и хорошо оборудованных овощехранилищах, а потом доставляется в основном в интернаты и больницы.

И вот этот успешный, хорошо известный в области и, в общем, самодостаточный сельский бизнесмен громче всех на прошедшем в области Дне фермера заявил: нужно кооперироваться.

- Каналы сбыта должны быть постоянными, без поправок на сезонность и объем продукции, - уверен предприниматель. - Сетевые магазины у нас занимают сейчас 80 процентов всего рынка, но мелкий фермер им неинтересен, поскольку у него нет нужного объема и он продает дороже. Поэтому для нас самый привлекательный вариант - это продажа продукции через сеть небольших фермерских магазинов, которую надо создавать.

Еще вариант - свой интернет-магазин. Со слов Максима Сметанина, примерно полгода назад на него вышел московский интернет-магазин, предложивший делать в хозяйстве оптовые закупки. Но при условии, что продукция будет подготовлена к продаже. Фермеры поднатужились, наладили вакуумную упаковку и теперь успешно сотрудничают с москвичами, полагая, однако, что такая схема возможна и на местном уровне.

- Почему бы нам, ярославским фермерам, не создать собственный интернет-магазин? - задается вопросом Максим Николаевич. - Самих фермеров в Интернете очень мало, в основном фермерские магазины содержатся перекупщиками, они приобретают товар у нас, формируют заказ, отвозят. Сейчас эта ниша практически не занята. Да, в этом случае фермер столкнется с проблемой логистики, а торговля всего лишь несколькими видами продукции может не устроить потребителя, потому что магазину нужен ассортимент. Решить все эти проблемы и может кооперация, важным элементом которой должно стать создание логистической компании.

Партнеров нет

По мнению Сметанина, даже просто обладая информацией, фермеры смогут гораздо лучше ориентироваться на рынке. Пример - электронные торги на право обеспечивать сельхозпродукцией соцучреждения области.

Перекос в сторону крупного агробизнеса не мог не сказаться на "самочувствии" малого и среднего предпринимательства

- На торги выходят сразу несколько больниц, и мы не можем охватить 15, находящихся в разных районах области, - объясняет фермер Сметанин. - Здесь в любом случае встает вопрос кооперации. Либо мы этот объем отдаем перекупщику, который везет товар из других регионов, либо мы договариваемся и распределяем этот объем между собой. И у нас формируется точное понимание, сколько и чего нужно производить. Такие вопросы можно решить только сообща, в одиночку это сделать никому не по силам. Будущее за кооперацией, рано или поздно мы к этому все равно придем.

Впрочем, это понимают многие, если не все. Да только условий для реализации подобных планов люди часто не видят. Например, фермер из Пошехонского района Александр Пономарев, который занимается мясным животноводством, и рад бы скооперироваться (это, по его мнению, нужно даже для содержания бычков и ремонтных телок на отдаленных друг от друга территориях, чтобы быки не ломали заборы и не происходило нежелательного смешения пород), да не с кем. Нет больше в районе фермеров с такой, как у него, специализацией.

- Если власти хотят, чтобы шли реальные сдвиги, надо и помогать реально. На первом этапе нужно просто предложить скот тем крестьянам, которые живут на земле, - считает фермер. - В первую очередь старым фермерам, которые уже состоялись, у которых есть земля. Если человек готов взять скот, способен его содержать и получить продукцию, то таким людям скот надо предоставлять бесплатно. Точнее, не совсем бесплатно: через несколько лет крестьянин должен будет вернуть этот скот молодняком другому фермеру. Вот такая, думаю, программа нужна. А все те программы, которые связаны с деньгами, особенно "Семейная животноводческая ферма", - это все не то. Да у нас ни одного крестьянина нет, единицы, которые способны выполнить прописанные в них условия и обеспечить софинансирование в размере 40 процентов: для получения условно 10 миллионов надо найти свои четыре миллиона.

В каждую деревню - по фермеру

Но какие бычки для фермеров! Даже отличная и сравнительно недорогая программа по поддержке личных подсобных хозяйств, которую в 2009 году "пробило" в коридорах власти руководство Отрадновского сельского поселения Угличского района, когда людям на покупку коров выдавалось по 15 тысяч рублей, продержалась всего два года. А ведь она пошла, и предлагавшиеся условия (половину полученной продукции владельцы коров сдавали в кооператив для реализации) людей устраивали. Но через два года деньги из областного бюджета выделять перестали. Хотя в поселении до сих пор надеются, что программу удастся реанимировать, и стараются все возможное делать для того, чтобы поголовье КРС на территории не уменьшалось.

- Фермерами не рождаются, их надо воспитывать, причем со школы, - убежден глава Отрадновского поселения Владимир Абрамов.

Однако сельским бизнесменам, увы, приходится пока констатировать: для кооперации условия не созданы.

- Сколько ни повторяй слово "кооперация", она реальнее не станет, - продолжает пошехонский фермер Пономарев. - Надо создавать крестьянские (фермерские) хозяйства, помогать им скотом и техникой. Создавать пул предпринимателей-крестьян. А не направлять весь бюджет, предусмотренный для поддержки сельхозпредприятий, на компенсацию процентной ставки по кредитам какого-нибудь пришедшего в регион крупного инвестора: бывает, что через три года ни его проектов, ни его самого уже нет, а мы как работали, так и работаем.

Руководитель союза крестьянских (фермерских) хозяйств Ярославской области Василий Егоров согласен, что региональный перекос в сторону крупного агробизнеса не мог не сказаться на "самочувствии" малого и среднего. Более-менее существенную поддержку из бюджета ежегодно получает лишь несколько хозяйств. Например, в 2017-м счастливчиков оказалось семь: пять хозяйств выиграли гранты по программе "Начинающий фермер" и два - по направлению "Семейная животноводческая ферма". А чтобы получить обещанные селянам кредиты под пять процентов годовых, надо, как показала практика, буквально "лечь костьми": в этом году бюрократический марафон выдержали только три ярославских фермера. При этом тому же Сметанину, просившему полтора миллиона на посевную, после ее окончания банк одобрил… только 500 тысяч. Хотя хозяйство уж куда надежнее…

- Успешность кооперации будет зависеть от появления лидеров, которые все это дело потянут за собой. И, конечно, господдержки, - уверен Василий Егоров. - Уже есть очень много предпосылок к развитию кооперации, и она в том или ином виде существует. Другое дело, что она еще не оформлена ни в какие конкретные юридические лица. Чтобы процесс активизировался, нужна существенная финансовая поддержка. В том числе - на развитие самого фермерства, без которого сельские территории просто опустеют. Мы всегда говорим: нам бы по одному фермеру в каждую деревню посадить - и то было бы счастье.

Прямая речь

Владимир Башмачников, почетный президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР):

- Я много встречался с представителями европейского фермерства и обсуждал в числе прочих тему, как они справлялись с монополиями, что они им противопоставили. Потому что сетевики умеют блокироваться, и антимонопольные законы не достигают своей цели. Так вот выход один - создавать альтернативную торгово-логистическую систему. То есть фермерскую кооперативную систему. На Западе фермерам давно уделяется огромное политическое, научное и финансовое внимание. Там занимаются не только "выращиванием" фермеров и их сохранением. Там создаются разного рода кооперативные системы, подчас такого же размера, как эти монополии. В Швеции, Финляндии, Голландии выстроены целые многоуровневые кооперативные системы, которые имеют объем оборота в целом не меньше, чем сетевики. В итоге этим странам удается умерять аппетиты монополий и защищать интересы малого и среднего бизнеса, что помогает выживать деревне. То есть там создана колоссальная глубокая идеологическая и политическая система поддержки фермерства. У нас такой пока нет.