Новости

28.06.2017 00:03
Рубрика: Власть
Проект: В регионах

С видом на Лесной проспект

Как живет Новая Москва?
Новая Москва готовится к своему первому юбилею - пятилетию с момента создания. Благодаря присоединению подмосковных земель территория мегаполиса увеличилась в 2012 году в 2,4 раза. Как сейчас поживают новые москвичи? Что изменилось в их жизни за это время? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в редакции "РГ" с руководителем департамента развития новых территорий Москвы Владимиром Жидкиным.

Москва слово держит

Владимир Федорович! Московские дачники и садоводы, у которых были участки на землях, вошедших в состав Москвы, боялись, что бульдозеры снесут их домики в процессе строительства многоэтажек. Есть пострадавшие в этом наступлении?

Владимир Жидкин: Скажу сразу: вся жилая и нежилая недвижимость в Новой Москве строится только на свободных землях. А их и сейчас свыше 40 тысяч гектаров. Эти территории - ресурс дальнейшего развития столицы, создания новых рабочих мест, строительства жилья, соцобъектов, разных коммуникаций. Прокладывая нужные всем дороги, мы советовались с жителями на публичных слушаниях, где лучше их прокладывать. Итог? Под стройку попал один или два дома - их владельцам, как и положено по закону, выплачена компенсация по рыночной цене.

Садовым товариществам обещали даже улучшить условия жизни: подвести, например, свет...

Владимир Жидкин: Да, в момент присоединения у 28 СНТ не было электричества. Его подвели в первый же год. Сейчас электролинии дошли до всех СНТ - они занимают 7 тысяч гектаров. Но в некоторых жалуются на нехватку мощностей - в домах все больше техники, и энергии требуется больше. Но разработать проектную документацию для увеличения мощностей в каждом товариществе - дело самих садоводов. Если она есть, проблема решается.

Много было и разговоров о переносе органов государственной власти в Новую Москву. Сейчас об этом ничего не слышно. Эта идея жива или потеряла свою актуальность?

Владимир Жидкин: Первое здание - семиэтажное, площадью 33 тысячи квадратных метров - в Коммунарке в этом году примерно к ноябрю будет введено в эксплуатацию. Там разместятся префектура Троицкого и Новомосковского округов, частично наш департамент, а также другие подразделения городской власти - Москомархитектуры, Жилищной инспекции и другие. Населению округа так будет удобнее - ведь его численность там выросла с 230 тысяч до 350 тысяч человек.

Для переезда федеральных чиновников, на мой взгляд, пока не лучшая ситуация в экономике. Будем побогаче, тогда и можно будет вернуться к этому

А федеральные ведомства? Они тоже планировали справить новоселье подальше от центра Москвы...

Владимир Жидкин: Площадка для строительства комплекса административных зданий площадью 1,3 млн кв м - 40-этажной высотки - в Коммунарке сохраняется. Сети к подведены, дороги проектируются. Ну, а для строительства самого комплекса и переезда федералов, на мой взгляд, пока не лучшая ситуация в экономике. Надо зарабатывать деньги для бюджета, а не тратить их. Будем побогаче, тогда можно будет вернуться к вопросу.

Дороги, дороги

Письмо от читательницы "РГ" Ирины Балашовой. Она пишет: "Много лет я жила в Москве. А потом переехала в микрорайон Град Московский в Новой Москве. И сразу испытала шок: Москва, да не та...Выбираться из микрорайона с населением 20 тысяч жителей, приходится подолгу. 5 километров преодолеваем за час-два...Это до метро. Потом еще пару часов в пробках. Итого - 4 часа в одну сторону и столько же в другую. Хочется знать: кто дает разрешение строить жилые дома там, где нет дорог?

Владимир Жидкин: Град Московский наполовину был построен еще до присоединения этой территории к столице. Разрешение на стройку выдал глава Ленинского района. Чтобы исправить транспортную ситуацию в микрорайоне, на деньги инвесторов расширена дорога. Кроме того, к ноябрю-декабрю закончим прокладку дороги до Сосенок, где есть метро и выезд на Калужское шоссе, которое столица уже полностью реконструировала. Таким образом, у жителей Града Московского к концу года будет выбор - выезжать на Калужское шоссе или на Киевское, куда выезд есть и сейчас, но из-за узкого горлышка в час пик там пока скапливаются машины. Чтобы окончательно решить проблему, принято решение сделать еще один прямой ход на Киевку. Думаю, к 2019 году сделаем. Параллельно строим еще 7 дорог, а до декабря выйдем на сооружение 5 новых. До 2020 года планируем открыть 200 километров дорог.

Улучшит связь со столицей и строительство железнодорожных переездов. В Щербинке переезд уже сдали - там раньше машины по часу стояли в ожидании "зеленого". Еще один скоро сдадим в Кокошкино, а через пару месяцев - в Крекшино. Обсуждается и концепция создания двух железнодорожных вокзалов в ТИНАО- в Старосырово на Курском направлении и в Санино на Киевском. Если мэр утвердит концепцию, то от этих вокзалов еще пути, что позволит увеличить количество электричек.

Пришло в Новую Москву и метро: работают станции - "Румянцево" и "Саларьево". Жители каких населенных пунктов в ближайшее время тоже получат метро?

Владимир Жидкин: В этом году Солнцевско-Калининская ветка дойдет до станции "Рассказовка". Решено продлить Сокольническую линию до станции "Столбово" вблизи Коммунарки. На новом 9-километровом участке откроются еще три станции: "Филатов луг", "Прокшино" и "Ольховая". Все четыре стоят в планах стройкомплекса столицы на 2018 год. Думаю, что после их открытия доехать из Новой Москвы до Москвы исторической будет значительно проще. Сыграют роль и 24 запланированных транспортно-пересадочных узла. Первый, плоскостной, возле станции "Саларьево" уже открылся. Там по утрам жители оставляют примерно по 5 тысяч машин и едут на метро.

Работа у дома

Появление Новой Москвы с надеждой встретили и жители Московской области, которые ездят на работу в Москву в переполненных электричках. Ведь столичные власти обещали развивать на территориях, вошедших в Москву, и точки приложения труда....

Владимир Жидкин: В генплане столицы записано: к 2035 году в Новой Москве должен быть создан 1 миллион рабочих мест. В момент присоединения их было всего 84 тысячи, а сейчас - на 100 тысяч больше. За пять лет создано больше, чем за всю историю территории!

Кто же из жителей может найти работу возле дома?

Владимир Жидкин: Строители: строительный бум обеспечил занятость 20 тысяч человек. Инженеры, квалифицированные рабочие - у нас рождается много новых производств. Например, технопарк "Индиго-парк" дал крышу 50 мелким предприятиям - по сборке мебели, медоборудования, небольшим производственным цехам и т.д. Успешно развиваются заводы "Мосрентген" и "Веко". Скоро начнет строиться завод по производству французской косметики "Л Ореаль". Есть большое количество сельхозпредприятий - на территории выращивается порядка 70 тысяч голов крупного рогатого скота. Широко представлена пищевая переработка, фасовка, логистика, ай-технологии.Ну и, конечно, торговля - в агрокластер "Фуд Сити" в Мамырях едет пол-Москвы, продукты там вдвое дешевле, чем в столичных магазинах и на рынках. Обзавелись торговыми центрами в Новой Москве и многие крупные сети Москвы. Так что чего-чего, а проблемы, что где купить, у новых москвичей нет. Но благодаря тому, что активно начали развиваться и другие отрасли, численность жителей, занятых в торговле, упала с 42 до 37%. В целом же работу поблизости от дома уже имеют 63% трудоспособного населения округа. Наша цель - довести эту цифру до 70%.

Обсуждается и концепция двух железнодорожных вокзалов - в Старосырово на Курском направлении и в Санино на Киевском

Как столица добилась этого?

Владимир Жидкин: С бизнесом, ориентированным на создание производственных мест, городским властям оказалось проще договориться. Тяжелее было найти общий язык с теми, кто и дальше хотел строить только жилье. В апреле Москва приняла правила землепользования и застройки. Активность бизнеса после этого на глазах возросла. Дело в том, что правилами предусмотрено на всех площадках под жилищное строительство создание и производственных, офисных площадей. Если этого не сделать, то когда придет время согласовывать в правительстве Москвы вторую очередь строительства жилья, ее не согласуют. А земля-то куплена, еще в 2000-е годы. И если площадка будет пустовать, компания будет нести убытки, пока не выполнит требований, утвержденных законом Москвы. Инвесторы это прекрасно понимают и приходят к нам с новыми идеями: хочу построить завод, технопарк, деловой центр...Так, в Новой Москве все больше жителей, которым требуется на дорогу до работы 10-15 минут, а не часы.

Московские власти рассчитывали, что средства, вложенные в развитие Новой Москвы, окупятся ростом налогов в бюджет столицы. Оправдываются надежды?

Владимир Жидкин: Пока город больше вкладывает в развитие присоединенных территорий, чем получает отдачи. Это нормально, учитывая предыдущий уровень развития и необходимость подтянуть их до столичной планки. По всем расчетам к 2020-2021 году, когда начнут генерировать налоги создаваемые сейчас рабочие места, Москва выйдет по доходам в плюс.

Инфографика "РГ": Леонид Кулешов/Любовь Проценко

Школа, садик, парк...

А что с дефицитом социалки, который испытывали присоединенные территории?

Владимир Жидкин: Чтобы справиться с ним, сделано многое. В общей сложности построено 47 социальных объектов. Одних садиков 30, а еще 7 поликлиник и 10 школ. Скажите Саранску, столице Мордовии, например, что за пять лет можно столько построить - в жизни не поверит. А мы и в будущем году введем еще 10 школ - в том же Граде Московском, Коммунарке, Щербинке, Новых Ватутинках. Раз строится новое жилье, значит, нужна и социалка.

Пройдет время, у новоселов вырастут дети, и им все равно придется ездить на учебу в институт в Москву- историческую...

Владимир Жидкин: Вузы сами к нам приедут. МИСИС, например, планирует с помощью инвестиционного проекта построить целый образовательный кластер - с учебными корпусами и проживанием в районе Коммунарки. Еще одна компания решила вместо жилья на своей земле построить кластер для политехнического университета, выручив деньги за его московские здания. Бизнес строит и платную школу на 2100 мест, куда уже конкурс по 30 человек на место. Думаю, как только экономическая ситуация улучшится, московские институты и университеты в очередь выстроятся, чтобы переехать в Новую Москву. Большинству из них ведь крайне неудобно в мегаполисе. Общежития и учебные корпуса раскиданы порой по 30-40 площадкам.

Цифры по строительству жилья в Новой Москве звучат пугающе...

Владимир Жидкин: Почему? Да, в Новой Москве за пять лет построено 8 миллионов квадратных метров жилых домов. Но все эти дома строятся по новым стандартам качества. В результате получаются не новые унылые спальные районы, а яркие кварталы переменной этажности, с хорошими дворами, детскими и спортплощадками, парковками.

Разве при таких количествах новостроек можно сохранить традиционный малоэтажный характер застройки земель, прилегающих к Москве на юго-западе? А ведь звучало и такое обещание...

Владимир Жидкин: Можно! Из 8 миллионов 2,5 миллиона квадратных метров - это коттеджи и таун-хаусы. То есть более трети. Но и многоэтажки - тоже не небоскребы. 5, 7, 10, 12-этажные дома. 17-этажных совсем немного - процентов 10, а 40-этажка - и вовсе лишь одна запланирована, административный центр - в качестве акцента для Коммунарки.

А в программе реновации Новая Москва намерена участвовать?

Владимир Жидкин: У нас было выставлено на голосование 67 пятиэтажек в Щербинке, Михайло-Ярцево, Мосрентгене, поселениях Рязановское, Первомайское и Московское. В 8 домах не захотели войти в программу, в остальных 59 проголосовали за. Помимо них, жители еще 84 домов на общих собраниях тоже решили подключиться к реновации. Стартовые площадки под новые дома есть во всех населенных пунктах. Но мы решили предоставить людям выбор: получить новую квартиру в своей деревне или в жилых комплексах. Многим больше нравится второй вариант, в комплексах лучше развита инфраструктура, более комфортная городская среда.

Наверное, при таких масштабах строительства зелени совсем не остается? В Интернете встречаются сигналы, что то и дело вырубается лес под очередную стройплощадку...

Владимир Жидкин: Начнем с подсчетов. 8 миллионов квадратных метров жилья, если вычесть земли, еще раньше выделенные под коттеджи, размещены максимум на 1000 га. А у нас, как я уже говорил, свободных еще более 40 000 гектаров. Чтобы почувствовать происходящие перемены, вы, когда выезжаете в нашу сторону за пределы МКАД, оглянитесь по сторонам. Увидите много мест, где вчера еще было поле, а сегодня зелено. Мы разбили уже 5 парков, инвесторы приступили к проектированию крупных тематических парков: "Глория" неподалеку от Мосрентгена и Парк Героев в Роговском поселении. А к 2035 году в Новой Москве запланировано создание 85 парков общей площадью 12 тысяч гектаров.

Да и где еще, как не в Новой Москве, есть столько возможностей для обустройства парковых зон? Лес же вокруг. Убрал сухостой, построил на свободной площадке кафе, гостиницу, проложил летом велодорожки, а зимой лыжню... Вот и готов парк! А для других целей лес и не трогаем. Разве что продолжаем расчищать от валежника и свалок. Каждый день этим занимается специально созданное государственное бюджетное учреждение. 100 рабочих в нем. Будем чистить, пока не очистим все 75 тысяч гектаров. Пусть шумит, радует всех своей природной красотой.

Власть Работа власти Регионы Филиалы РГ Столица ЦФО Москва ЦФО Московская область Деловой завтрак Новые границы Москвы
Добавьте RG.RU 
в избранные источники