- На многих важных стройках установлены камеры наружного наблюдения. Они фиксируют все этапы строительства. Это удобно в первую очередь для заказчика. Ремонт дорог у нас проводится каждый год, выделяются астрономические суммы. Но к каждому асфальтоукладчику ведь не приставишь по контролеру. Наше изобретение позволяет сделать этот процесс более прозрачным и контролируемым, - поясняет автор проекта.
Илья окончил третий курс университета, работает в вузовской лаборатории "Беспилотные технологии в архитектуре и строительстве", увлекается квадрокоптерами. Модные игрушки уже активно используются при кадастровом учете и в землеустройстве, проводят аэрофотосъемку местности без участия пилота в автоматическом режиме. Но пензенскому студенту пришла мысль изменить конструкцию летательного аппарата, чтобы у него появились дополнительные функции.
- Мой беспилотный мобильный комплекс способен летать по заранее составленной программе перемещения. При этом он долетает до заданной координаты, самостоятельно приземляется, делает фотоплан, а затем возвращается. Специальная программа позволяет соотнести фотоплан с картой местности, поэтому заказчик получает адресную информацию, - объясняет Илья Асташкин.
Чтобы усовершенствовать квадрокоптер, его оснастили полигибридным двигателем. Когда заканчивается заряд аккумуляторов, он летит на бензине. А благодаря установленному генератору, аккумуляторы подзаряжаются прямо в полете. Они необходимы аппарату, чтобы совершить посадку и повторный взлет.
На изготовление опытного образца ушло около 300 тысяч рублей, но серийное производство было бы в разы дешевле. Однако от работающих в дорожной отрасли предприятий заказы на подобную технику пока не поступали. Видимо, они не заинтересованы в том, чтобы выводить свою деятельность из тени.
На ремонт дорог только в Пензенской области в этом году направят рекордную сумму - порядка шести миллиардов рублей из разных источников финансирования. И региональные власти заинтересовались возможностью осуществлять дополнительный контроль за использованием бюджетных средств.
Глава области Иван Белозерцев распорядился выделить сто тысяч рублей на дальнейшую реализацию идеи Ильи Асташкина и вдвое увеличить размер грантовой поддержки молодежных проектов - победителей форума "iВолга". Также в регионе будут проводить местные форумы, направленные на отбор лучших и перспективных работ.
Кстати, в отличие от дорожников мобильным беспилотным комплексом заинтересовались энергетики. Они провели испытания летательного аппарата для своевременного выявления порывов на линиях электропередач. В результате сэкономили на транспортных расходах и увеличили оперативность обнаружения и устранения обрыва электропроводов.