В Екатеринбурге открылась инклюзивная театральная школа

В екатеринбургской театральной школе "Инклюзион" занимаются актеры разных, но равных возможностей - как "зрячеслышащие", так и c ограничениями по зрению, слуху и речи.

Иностранное слово "инклюзион" буквально значит "включение", что следует понимать как социализацию, вовлечение в активную жизнь людей с инвалидностью, которые в силу разных причин чаще всего обречены на затворничество. Зрячеслышащим представить жестокий мир, в котором они существуют, невозможно, даже если попробовать походить с завязанными глазами. "Это неправда, потому что они свои глаза могут потом открыть, а мы - никогда", - объясняют ученики.

Театр-терапия открывает им двери, раскрепощает. Свобода - вот что значит этот проект для таких "затворников". После первых трех занятий многие из актеров отбросили свои белые трости, хотя занятия проходят в помещении очень замысловатой конфигурации, в молодежном офисе банка. "Вы не представляете, какими зажатыми они были, когда мы начали заниматься: мышцы, как камень, в постоянном напряжении. Но нам удалось преодолеть это", - рассказывают педагоги.

- Мне кажется, что я здесь давным-давно. Мне будто подарили целый мир, жизнь, радость и смелость, - говорит о школе одна из актрис.

Занимаются здесь все желающие - те, кто откликнулся на объявления в библиотеке для незрячих или еще как-нибудь узнал о школе.

- Все они бойцы, - считает куратор проекта Наталия Киселева. - Несгибаемые, с редкой жаждой жизни. Они не только занимаются в нашей школе, они участвуют в спортивных соревнованиях, например по спортивному ориентированию, в музыкальных конкурсах. Они смелые. Когда мы водили их по служебным помещениям театра юного зрителя, куда они попали впервые в жизни, наша Настя отбросила трость. "Настя! Тут же ступеньки и повороты!" - "Но вы же рядом"…

Пока в школе специализируются на трех дисциплинах: музыку преподает композитор Лариса Паутова, которая служит в театре кукол, пластику - хореограф Мария Мякишева, актерское мастерство - заслуженная актриса РФ Наталья Гаранина, актриса театра кукол и преподаватель театрального института. У каждого актера с иными возможностями есть напарник - студент с курса Натальи Гараниной.

- Когда мы начинали этот проект, я сразу сказала своим студентам: это дело добровольное, но назад хода нет. Отлынивать не получится. Приручили - будьте любезны отвечать, - рассказывает Наталья.

Второкурсники и не отлынивают. "Не теряем тех, за кого отвечаем", - так начинаются их уроки. Они работают в паре: показывают движения, которые незрячий партнер подхватывает на ощупь, пытаются стать с ним единым целым физически и эмоционально.

После первых трех занятий многие из актеров отбросили свои белые трости

Почти каждое занятие для Натальи Гараниной - это "изобретение велосипеда". Методичек по инклюзивному театру нет, все упражнения приходится "переводить на другой язык" - адаптировать для иного мира, в котором существуют актеры.

- Никто этого не делал, нет методических указаний, как учить слабослышащих или слепоглухих музыке, вот и приходится двигаться буквально на ощупь, - Ларисе Паутовой тоже приходится "изобретать велосипед". - Перед первыми занятиями я даже спать не могла - все придумывала, как сделать лучше.

Сейчас ее ученики разучивают не самое простое произведение - "Ваньку - Таньку" Даргомыжского, на два голоса. Первый их театральный опыт пока существует в эскизном варианте. Это групповые этюды по баховской "Чайке по имени Джонатан Ливингстон". Актеры рассказывают истории своей жизни. Такие, например:

- Джонатан, ты пример для меня, и я становлюсь сильнее, когда вспоминаю, какой путь ты прошел… Мои родители-чайки бросили меня - оставили в детском доме, потому что я родилась слепой. Я росла с такими же слепыми, но меня постигла новая беда: сейчас я слепоглухая чайка. Общество, где я была равноправной, выгнало меня, потому что я  другая, не такая, как они… Но сейчас я обрела новую семью театральных чаек…

- Сейчас у меня новая стая. Я все время учусь. И люди, которые рядом со мной, тоже чему-то учатся…

Обогащает ли студентов такой опыт в плане профессиональном, пока непонятно - слишком мало времени прошло.

- Но по-человечески они уже изменились, стали более внимательными друг к другу, более чувствительными и ответственными, - говорит Наталья Гаранина.

Бывают в школе и исследовательские лаборатории. На одном из занятий, например, студенты Уральского музыкального колледжа, что называется, поставили актерам руку - показали, как играть на альте, скрипке и виолончели. Актеры впервые в жизни ощупали инструменты, попробовали извлечь из них звуки.

Затем они впервые попали в закулисье профессионального театра, пытались ощутить театральное пространство, на ощупь прочувствовать разную фактуру костюмов, естественно, примерить их, тактильно познакомиться с театральным реквизитом и декорациями. Первым спектаклем для некоторых "школьников" стали "Картинки с выставки" Екатеринбургского театра кукол, перед которым они ощупали костюмы. Сидели на первом ряду, внимательно слушали… "И, представляете, они пришли с цветами, подарили их актерам. Вот кто сейчас ходит в театр с букетами?" - спрашивает Лариса Паутова.

Главное в проекте "Инклюзион" - это "радость процесса": не стремление скорее выйти на подмостки, "прислонясь к дверному косяку", а театр-терапия для всех участников, а также для зрителей.

- То, что я увидел, поражает, - признался председатель уральского банка Владимир Черкашин. - Я завидую тому, что вы умеете, а мне сделать не удастся, например, спеть Даргомыжского. Я счастлив видеть вас здесь.

Кстати

Первая в России инклюзивная театральная школа открылась в Москве, в 2016-м. За прошедшее время созданы три спектакля с участием людей с разными возможностями здоровья и студентов ведущих театральных школ (ГИТИСа, Школы-студии МХАТ, Щукинского института). В феврале 2017-го на базе школы создан Центр творческих проектов "Инклюзион", филиал которого открылся в Екатеринбурге четыре месяца назад при поддержке уральского банка.

- Мы радуемся свету солнца и шуму моря, даже не задумываясь над тем, что кому-то это не дано, а когда случайно сталкиваемся с ними, испытываем чувство неловкости и жалости. Они знают этот мир на ощупь и по запаху и, сталкиваясь с нами, понимают, что они - другие, чувствуют себя одинокими и в чем-то ущербными. Это несправедливо, - говорил актер Евгений Миронов, автор Инклюзион-Театра. - Нет "они" и "мы": есть люди, которые должны научить друг друга смотреть на мир другими глазами.