Почему на Ямале не смогли пометить оленей

Поголовная обязательная идентификация оленей была запланирована на Ямале летом прошлого года, сразу после вспышки сибирской язвы. Однако до сих пор проект паспортизации животных так и не запущен. Почему, разбирался корреспондент "РГ".

Как отмечают в департаменте агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия ЯНАО, идентификация позволит иметь объективную информацию о здоровье каждого оленя, перенесенных им болезнях, поставленных прививках. Кроме того, можно будет с большой точностью контролировать численность животных. Все это необходимо для обеспечения безопасности продукции оленеводства. По планам, в дальнейшем на убой пойдут только меченые животные.

Как объясняют в департаменте, важнейшее начинание застопорилось из-за нестыковок в законодательстве: необходимость учета в федеральном законе "О ветеринарии" прописана, а вот порядок его проведения - нет. Два месяца назад власти ЯНАО направили в минсельхоз России просьбу ускорить, насколько это возможно, принятие правил идентификации и учета животных.

В арктическом регионе, как отмечают специалисты департамента АПК, уже провели серьезную подготовку к масштабному и очень трудоемкому процессу. Ведь пометить необходимо будет каждое животное, а их поголовье в ЯНАО составляет без малого 760 тысяч. В окружном бюджете предусмотрели деньги на покупку средств мечения животных, в четырех племенных хозяйствах уже приступили к работе - все здешние олени скоро будут иметь специальные бирки на ушах. Но для проведения поголовной идентификации нужна "отмашка" сверху и четкий согласованный план работ.

Между тем на прошлой неделе на видеоконференции федерального минсельхоза, посвященной состоянию оленеводческой отрасли в стране, сообщили, что изменения в закон о ветеринарии в части порядка проведения учета будут приняты не раньше 2018-го. То есть в лучшем случае через полгода. По мнению специалистов, задержка негативно отражается на безопасности продукции оленеводства, более того, стопорит развитие отрасли.

Прошлогодняя вспышка опасной болезни, от которой в ЯНАО погибло 2349 оленей и даже умер ребенок, напугала многих и несколько подорвала доверие потребителей к продукции оленеводства, хотя переработчики и ретейлеры и не хотят признавать этот факт. Сегодня ситуация нормализовалась, но покупателям нужны гарантии безопасности.

Прошлогодняя вспышка сибирской язвы на Ямале несколько подорвала доверие потребителей к продукции оленеводства

Потенциал региона в части производства оленины еще не исчерпан. В прошлую убойную кампанию было заготовлено 2600 тонн мяса - на 250 больше, чем годом ранее. Пятая часть оленины уходит за границу - ее охотно покупают в Финляндии, Германии, Швеции, даже в Китае: это экологически чистый продукт, без холестерина, зато с повышенным содержанием витамина С. Из оленины изготавливают порядка ста видов продукции - от колбасы и тушенки до оригинальных чипсов.

Еще один пробел в законодательстве мешает развивать глубокую переработку продукции оленеводства. Сегодня на Ямале перерабатывается только половина сырья, в основном мясо, частично панты и оленья кровь. Тогда как можно было бы пустить в дело более 250 тонн пантового сырья, 700 тонн окостенелых рогов, 200 тонн крови, порядка 150 тонн эндокринно-ферментного и специального сырья и до 200 тысяч шкур ежегодно, что в несколько раз повысило бы доходность и рентабельность отрасли.

Эти цифры прозвучали на недавней встрече в Харбине во время работы российско-китайского агрофорума, где Ямал представил перспективные проекты глубокой переработки продукции оленеводства. Проекты готовы, загвоздка же в том, что законодательно не отрегулирован механизм заготовки пантового сырья и его последующих поставок за рубеж. Ценные биоресурсы могли бы стать важной статьей экспорта, ведь интерес к ним в странах Юго-Восточной Азии огромен: соседей особенно привлекают молодильные свойства пантов.

- Более миллиарда человек в Китае, Корее и других странах Юго-Восточной Азии применяют панты и кровь оленей для лечения и профилактики многих заболеваний не одну тысячу лет, - отмечает руководитель департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО Виктор Югай. - Детальное изучение химического состава используемых на Востоке препаратов позволило выявить основные фармакологические свойства, их влияние на организм человека. Так, применение пантов повышает жизненные силы, а также замедляет процессы старения организма.

Ямал готов и хотел бы поставить на широкую ногу переработку пантов и рогов, эндокринно-ферментного сырья, шкур и камуса северного оленя, причем на новой технологической основе, на уровне международных стандартов. Но, пока не будут прописаны четкие правила экспорта такой продукции, проекты глубокой переработки продукции оленеводства останутся на бумаге.

между тем

В области глубокой переработки продукции оленеводства в России лидирует Республика Саха (Якутия), где налажено производство биологически активных добавок и косметических средств, а также изделий из шкур и камуса северного оленя.