- Преимущество федеральных торговых сетей - единая ассортиментная матрица, при которой поставщики поставляют товар по единым ценам в любую торговую точку ретейлера, - отмечает экономист Дмитрий Серегин. - С другой стороны, региональные сети работают преимущественно с местными поставщиками, что существенно упрощает логистику и снижает затраты на доставку товаров. Другие их сильные стороны менее материальны: это репутация и административный ресурс - умение находить общий язык с региональными властями. Однако чаще все-таки перевешивают минусы - закредитованность и низкий уровень менеджмента.
В 2016 году местному ретейлу аукнулись как раз последние. С рынка ушел "А-продукт", существенно сократились сети "Звездный", "Семь ключей" и "Пикник", 20 лет проработавший на рынке и "оптимизировавшийся" с 35-ти до шести магазинов. Еще тогда эксперты предупреждали, что сокращение количества торговых точек запустит процесс деградации, так как "похудевшие" сети перестанут быть интересными для поставщиков.
В 2017-м оптимизация рынка продолжилась, подтверждением чему стала самоликвидация еще одной местной сети. Задуманное в прошлом году переформатирование в универсамы с "ощущением справедливой, адекватной цены", где представлены все группы товаров для семейных покупок, успеха не имело. Как сейчас поясняют в компании, отказавшись от розничного направления, решено заняться арендным бизнесом.
- Местные сети не могут конкурировать по цене на основные продукты с федеральными гигантами, которые ведут закупки вагонами. У нас разные маркетинговые и закупочные условия, поэтому местные сети уходят в небытие, - подчеркивает Александр Оглоблин, руководитель торговой сети. - Крупные игроки сначала уничтожают региональный ретейл, после чего поднимают цены по своему желанию, так что потребитель в итоге проигрывает.
По непреложному закону бизнеса "дифференцируйся или умирай", для достойного существования местным сетям, по мнению эксперта, необходимо нарабатывать ключевые компетенции, будь то собственные гастрономия и кулинария, пекарня или эксклюзивная фермерская продукция: без этих нишевых "изюминок" придется несладко. Малому и среднему бизнесу в таких условиях только эти ниши и остаются - монопродуктовые или специализированные магазины.
- Мы видим, что в муниципалитеты региона заходят крупные торговые сети, которые будут обладать и уже обладают рыночной властью, фактически оказывают существенное влияние на формирование цен, - отмечает Дмитрий Шалабодов, руководитель регионального УФАС. - По таким территориям уже действует запрет на приобретение этими сетями хозяйствующих субъектов.
Если присутствие одной торговой сети в муниципальном образовании превысит 25 процентов, антимонопольное ведомство грозит выдать предписание о принудительной реорганизации или продаже торговых точек. Это предупреждение касается трех компаний.
По данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, в начале года доля сетевых объектов в общем объеме продуктовых магазинов города достигла 77,3 процента (в столице Урала представлены 26 федеральных сетей, 19 региональных и три местных). До переломного 2016 го-да этот показатель практически не менялся несколько лет, оставаясь в пределах 60-63 процентов.
В перспективе "гонки ретейлеров" сказываются на изменении структуры городской экономики. Известно, что за последние 15 лет в Екатеринбурге произошла деиндустриализация - сокращение доли производственного сектора за счет роста торговли.
- Если тенденция продолжится, мы потеряем свое лицо как столица индустриального края, - констатирует завотделом региональной промышленной политики и экономической безопасности регионов Института экономики УрО РАН Виктория Акбердина.
По ее данным, еще в 2000 году доля промышленности в экономике города держалась на уровне 50 процентов, торговля же занимала треть. Сегодняшнее соотношение - 37:40,5 процента. Однако до бесконечности, подчеркивает эксперт, торгово-сервисный сектор развиваться не может: рано или поздно он наткнется, во-первых, на инфраструктурные ограничения, во-вторых, на падение доходов населения - неизбежное следствие сокращения промышленного сектора.