На выставке зритель чувствует себя, примерно как те десять славных и умных мужей, которых князь Владимир послал на чужбину: "И не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на свете такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми".
Кроме ЕМИИ экспонаты предоставили Свердловский краеведческий и Иркутский художественный музеи, Третьяковская галерея, петербургский Музей истории религии, музей "Невьянская икона": наследие мастеров разметало по всей стране. Учитывая запредельную стоимость, иконы Богатыревых можно отнести к разряду ВИП-подношений - их дарили царям! По свидетельству очевидца, "один из Богатыревых имел счастье поднести своей работы икону Казанской Божьей матери покойному государю Александру I и удостоился в награду получить золотые часы".
- Почти все иконописцы копировали иконы Богатыревых до начала ХХ века, влияние этой семьи было огромное. Их работа считалась очень ценной. Иконы Богатыревых можно видеть во всех часовнях на Урале, - писал первооткрыватель Невьянской школы иконописи Дюлонг.
- Богатыревы были очень уважаемыми людьми во всем русском старообрядческом мире. Их уважали за мудрость, стойкость и мастерство. Официальная власть их не жаловала, они состояли под негласным надзором, против них работал секретный комитет по делам раскольников, им предписали официальный запрет на профессию, но заводская власть их берегла. Однако в 1850-х, по устным источникам, их все-таки сослали на Колыванско-Воскресенские заводы, и их след потерялся. Последняя подписная (с подписью автора) икона Богатыревых датируется 1862-м, - рассказывает Евгений Ройзман, владелец музея "Невьянская икона".
"Гвоздь" выставки - знаковый для уральской истории артефакт, фрагменты которого встретились после 80 лет разлуки, - написанный почти 200 лет назад алтарь домашней молельни миллионеров-золотодобытчиков Расторгуевых-Харитоновых. Сейчас в усадьбе золотопромышленников размещается Дворец детского творчества: в бывшем алтаре - кабинет директора, а перед царскими вратами расположился секретарь. А иконы в 1936 году поделили между Свердловским краеведческим музеем и только что образованной картинной галереей. Судя по всему, раздел имущества произвели по размерам: более крупные иконы остались в музее - галерее достались поменьше.
Богатыревский иконостас можно считать одним из свидетельств уральской "золотой лихорадки": им "мильонщик" Лев Расторгуев благочестиво отметил внезапное улучшение благосостояния. Когда на его участках обнаружили богатейшие месторождения золота, более 40 икон для часовни он заказал лучшим мастерам - своим своякам Богатыревым.
Миллионер инвестировал драгметалл в иконное убранство, которое, надо заметить, по цене сравнимо со стоимостью всей усадьбы Расторгуевых. Профессор Виктор Байдин нашел в архивах заказ на икону за 70 рублей и там же - перечень всего имущества заказчика: его избу, надворные постройки и скотину в совокупности оценили в 20 рублей (во второй половине XVIII века). Сколько стоили иконы для Расторгуевской часовни, даже сложно представить.
Что Расторгуевы, что Богатыревы придерживались "древлего благочестия", власти считали их "упорнейшими и закоренелыми" раскольниками. Представление о раскольнике как о дремучем бородатом мужике в корне неверно: это были образованнейшие и искушенные в тонкостях вероучения люди, социально активные и, да, не брившие бород книжники строгих нравов. Афанасий Богатырев, например, ездил в Москву к царю с челобитной, в Петербурге подавал прошение графу Бенкендорфу о послаблениях для тех, кто придерживался "старой веры". Из-за приверженности неодобряемому властью расколу Богатыревы отправились в ссылку, до конца своих дней находились под строгим секретным надзором.
Особенности "подпольной деятельности" сказались на композиции богатыревских икон. Большая часть их сочинена по античному принципу "все свое ношу с собой": на небольших по размеру иконах теснятся десятки сюжетов, так что каждую можно рассматривать как мобильный иконостас, который всегда с тобой, чтобы можно было быстро спрятать или унести с собой в случае чего.
К примеру, на иконе "Рождество Христово" поместились события четырех Евангелий и апокрифов в придачу. Икона "Символ веры" - это четыре десятка миниатюр от "Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя" до "Чаю Воскресения мертвых. Аминь". Выписывая полуторамиллиметровые лики, иконописцы подчас работали кисточками толщиной в один беличий волос.
Исправно следуя византийским образцам, Богатыревы с безукоризненным вкусом свободно заимствовали лучшее - фрагменты голландских натюрмортов, фламандские пейзажи, итальянские орнаменты. Потому и появляются на иконах из Невьянска, откуда до моря две тысячи верст, морские пейзажи с парусниками. А в райском саду иконописцы поселили благородного европейского оленя и зайчика трех миллиметров в холке, который, горюя, отворачивается от сцены грехопадения.
- Говорить об иконах Богатыревых "сохранились чудом" или "повезло" просто некорректно, - считает куратор выставки Юлия Сирина. - Иконы настолько высокохудожественные, что их значение осознавали. Их не сожгли, не раскололи на части, как бывало в то время, а музеефицировали практически сразу после революции.
Расторгуевский иконостас оказался в музее благодаря Модесту Клеру - сыну основателя Уральского общества любителей естествознания, возглавившего музейную комиссию. Иконы, вместе с обломками иконостаса сваленные в сарае, перенесли на хранение на склад войсковой части, затем в музей - но не для экспонирования, а для хранения. Отечественную войну иконы пережили по соседству с эвакуированными из Ленинграда эрмитажными тицианами и рембрандтами - в неотапливаемом доме Ипатьева, где расстреляли семью последнего российского императора. В советское время возможности увидеть эти иконы не было - требовался спецдопуск.
До последнего времени выдающиеся произведения искусства тоже не выставляли, но уже по другой причине: им требовалась реставрация. На выставке часть икон представлена, что называется, с пылу с жару - прямо из реставрационной мастерской. К слову, скорость реставрации икон сравнима со скоростью написания - это вопрос многих месяцев, а то и лет. Некоторые произведения расчищены частично - и из-под грязно-тусклого слоя помутневшей олифы сияет узорчатое золото.
Справка "РГ"
Впервые об уральском иконописании упомянул Мамин-Сибиряк в очерках "Самоцветы" и "Платина". Первенство в научном изучении Невьянской школы принадлежит французскому гражданину Сюшелю Дюлонгу. В 1923-м Дюлонг, представитель миссии "Красного Креста", делал доклад об этом явлении Уральскому обществу любителей естествознания. В научный оборот термин "невьянская икона" введен совсем недавно - в 1997-м, с изданием одноименного альбома. Одним из основных признаков икон считается "белоликость" - объемные, выбеленные лики святых.