РФ предложили ратифицировать правила по наказанию авиадебоширов

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) предлагает России ратифицировать международный порядок наказания авиадебоширов. Это точно не позволит тем, кто хулиганит на борту, уйти от наказания, считают там.

В августе этого года российские пассажиры смогут получать компенсации за задержку рейсов и утерю багажа по международным нормам, отметил новый глава ИАТА Александр де Жюньяк во время своего визита в Россию в беседе с журналистами. И все это благодаря тому, что наша страна ратифицировала Монреальскую конвенцию. А вот нести ответственность за дебош на борту самолета пока россияне будут по тем законам, которые существуют у нас, если они их совершили в РФ. Как накажут россиянина, если он вел себя неподобающе на борту самолета другой страны, это большой вопрос и иногда он ставит юристов в тупик.

ИАТА, объединяющая 275 авиакомпаний, на долю которых приходится 83 процента всех мировых воздушных перевозок, в их числе и 11 российских перевозчиков, предлагает России ратифицировать Монреальский протокол 14 (MP14). Он является глобальным соглашением, дающим странам больше полномочий для судебного преследования авиадебоширов. В рамках этого монреальского протокола предполагается, что на дебошира могут распространяться законы страны назначения (куда летит самолет) и страны регистрации авиакомпании. Таким образом расширяется возможность преследования нарушителей, пояснили "РГ" в ИАТА.

"Здесь основной вопрос, какое законодательство применять в каждой конкретной ситуации, поскольку у нас есть гражданин одной страны, который летит рейсом авиакомпании другой страны и прибывает в аэропорт третьей страны, и нужно решить, какое законодательство применять для вынесения наказания для него. И существующая путаница приводит к тому, что таких пассажиров отпускают безнаказанно и никак нельзя скорректировать или остановить их поведение. И протокол 14 связан с тем, что там прописаны общие правила, в каком случае какое законодательство применять", - пояснил Александр де Жюньяк.

Пока Россия не присоединилась к международным правилам, нести ответственность за авиадебош россияне будут по нашим законам

В протоколе, кроме того, прописано более точное определение, что является нарушением, то есть их квалификация. Например, невыполнение инструкций экипажа пристегнуть ремни тоже является таковым. В рамках протокола зафиксировано право авиакомпаний требовать от дебошира компенсации за незапланированную посадку из-за его поведения, уточнили в ИАТА. И здесь дебошир может выложить внушительную сумму - более миллиона рублей. Но унифицировать штрафы на международном уровне для тех, кто, например, решил покурить во время регулярного рейса или полез в драку, пока не будут. На это понадобится много лет, чтобы согласовать размер штрафов на международном уровне. И пока речь идет, какое именно применять законодательство к дебоширам. Например, если российский гражданин летит французской авиакомпанией в Гонконг, сказал Александр де Жюньяк. А вот для авиакомпаний уже определены размеры компенсаций. Так, за задержку рейса установлена ответственность в 4150 специальных прав заимствования (380 тысяч рублей). Пока еще российские авиакомпании платят лишь 25 рублей за час задержки, это 25 процентов от минимального размера оплаты труда.

Протокол о наказании дебоширов будет полезен за пределами России, отмечают эксперты. На внутренних линях в скором времени может начать действовать новая статья Уголовного кодекса, предусматривающая наказание для дебоширов, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Госдумой во втором чтении одобрен законопроект, позволяющий авиакомпаниям не продавать билеты пассажирам, которые попали в "черный список" перевозчика, напомнили в минтрансе.