"Заявку на гектар я подал в октябре прошлого года. Выбрал знакомое с детства место в соседнем Хангаласском районе: сосняк на вершине сопки, изумительный вид на обширную долину, внизу расположен зоопарк. Строить там пока ничего не планировал, но в семье растут трое детей, такая земля всегда пригодится", - рассказывает кадастровый инженер Максим Шомоев.
Раздача гектаров только начиналась, и на электронной карте этот участок и его окрестности были обозначены как сплошное белое поле, что означало: земля свободна, бери и радуйся. 16 октября Шомоев оформил заявку.
Некоторое время спустя его супруга положила глаз на смежный участок, который на карте тоже был обозначен как свободный от чьих-либо притязаний. Система без проблем приняла и ее заявку. Теперь оставалось только мечтать, какое семейное гнездышко можно соорудить на площади в два гектара. Однако быстро выяснилось, что размечтались зря.
Через несколько дней Максим обнаружил, что на карте его участок непостижимым образом стал почти полностью налагаться на чей-то другой. То же самое вскоре произошло и с территорией, которую облюбовала жена.
"Такое невозможно в принципе. Если бы мы попытались оформить уже занятую кем-то землю, электроника просто не пропустила бы наши заявки. Точно так же она должна была отвергнуть любые посягательства на облюбованные нами наделы. И я не понимаю, почему она не сделала этого, причем дважды", - говорит Шомоев.
Дальше странности продолжились уже не на виртуальной карте, а в реальной жизни. Выяснилось, что эти смежные участки подведомственны... разным инстанциям. Заявку мужа отправили "на рассмотрение" властям расположенного неподалеку села Октемцы, а заявку жены - сначала в администрацию района, а оттуда в республиканский департамент по лесным отношениям. Правда, решения там были приняты одинаковые: в выдаче гектара отказать, поскольку место уже занято другими.
Не согласившись с этим, супруги обратились в республиканскую прокуратуру. Здесь судьба одной по сути территории опять раздвоилась: заявление мужа было перенаправлено районному прокурору, документы жены - природоохранному.
На этот раз ответы пришли разные. Районная прокуратура нарушений не нашла, а вот природоохранная признала отказ в выделении гектара незаконным.
Воодушевленная супруга написала заявление в суд. Не дожидаясь рассмотрения дела, представители департамента по лесным отношениям признали свою ошибку, предложили женщине подготовить новую заявку практически на тот же участок (с небольшим сдвигом) и пообещали оформить документы в ускоренном режиме. Она сделала это и теперь ждет положительного решения.
А Максим ждет суда - он тоже подал исковое заявление.
"Буду судиться из принципа, чтобы наказали тех, кто устроил этот бардак. Родового гнезда в два гектара уже не получится. Территория, на которую я претендовал, полностью оформлена на другого человека. Пока мы ожидали решения властей, все окрестные участки тоже разобрали другие люди - там сейчас не протолкнуться, местность очень востребована. Если суд и признает действия сельской администрации незаконными, свободный надел мне придется искать где-то в стороне. Нас с женой развели. Будем перекликаться через чужие заборы", - мрачно шутит Максим.