29.06.2017 20:12
    Поделиться

    Аман Тулеев возглавил Кемеровскую область 20 лет назад

    У меня все переплетается: я и губернатор - занимаюсь экономикой региона, и политик - думаю о людях

    Когда в 1997 году Аман Тулеев возглавил Кемеровскую область, ситуация в регионе была катастрофической, регион находился в состоянии системного кризиса. Колоссальный дефицит бюджета, развал промышленности, 43 шахты закрыты, заморожена работа оборонных заводов, сельское хозяйство разрушено, десятки тысяч человек выброшены на улицу без средств к существованию. Социальная напряженность в регионе возросла до критической отметки, начались шахтерские волнения. Это была провальная "черная яма", готовая в любой момент взорваться пороховая бочка.

    У Тулеева за плечами была как хозяйственная работа - возглавлял Кемеровскую железную дорогу, так и политический опыт - был председателем Кемеровского областного совета, занимал должность министра по делам СНГ в правительстве Черномырдина и был вторым человеком в компартии. Возглавив Кузбасс, он не только выстоял, справился со всеми кризисами, но вывел регион в одни из лидеров экономического развития в стране, и многие годы входит в число наиболее эффективных губернаторов страны. Сегодня Кузбасс - признанная угольная столица России, мощный сельскохозяйственный регион, здесь активно работают металлургические и машиностроительные предприятия. По инвестиционным условиям Кузбасс стал одним из самых привлекательных регионов Сибири, сегодня он интегрирован в экономики 85 стран мира. Вкупе с социально-ориентированной политикой это позволяет Кузбассу устойчиво занимать верхние строчки в рейтингах социально-политической устойчивости регионов. А еще Кузбасс сегодня - одно из самых популярных в стране мест внутреннего туризма и Мекка для горнолыжников.

    Но основа экономики Кузбасса - прежде всего уголь. Два десятилетия назад российский углепром находился в прединфарктном состоянии - в отрасли была проведена реструктуризация, но предприятия были отягощены многомиллиардными долгами по налогам и зарплатам. Те шахты и разрезы, которые еще как-то держались, были оснащены морально и физически устаревшей техникой. Производительность и безопасность на угольных предприятиях откатилась чуть ли не до довоенного уровня.

    Российские угольщики называют Тулеева спасителем отрасли. На протяжении многих лет он неутомимо сражается за отечественный углепром. Встречи с рабочими, директорами шахт, собственниками компаний, отстаивание интересов угольщиков на всех уровнях, форсирование технологического развития отрасли - все это Аман Тулеев настойчиво делал день за днем. За эти 20 лет угольная отрасль прошла через несколько жесточайших кризисов на мировом угольном рынке. Кемеровский губернатор всегда приходил угольщикам на помощь: разговаривал с трудовыми коллективами, собственниками компаний, федеральным центром, предлагал решения и добивался их реализации. И в результате из каждого кризиса угольная отрасль выходила, только став еще крепче.

    Российские угольщики называют Тулеева спасителем отрасли. На протяжении многих лет он неутомимо сражается за отечественный углепром

    "У меня все переплетается, - признался в одном из интервью Аман Тулеев. - Я и губернатор - нужно заниматься экономикой региона, и политик. С одной стороны, можно рассуждать так: нужно приостановить все, уменьшить объемы добычи на фоне снижения мирового спроса. Но без угля ведь мы не проживем, стране уголь все равно нужен, например, для ТЭЦ. Россия за счет Кузбасса удерживает после Австралии и Индонезии третье место на внешнем рынке. Если мы сейчас бросим эти рынки, мы больше никогда не выйдем туда. Поэтому будем стараться держать уровень, в том числе за счет обогащенного угля".

    "У меня, как губернатора, - не скрывает Тулеев, - постоянно идет внутренняя борьба: хозяйственная и политическая".

    Главе региона и его команде за последние годы удалось не просто спасти угольную отрасль, но и кардинально реформировать ее, поднять на новый уровень. Начиная с 1998 года построено 85 новых современных высокопроизводительных предприятий по добыче и переработке угля. В Кузбассе добывают более 210 млн тонн угля - такого не было за всю историю отрасли в крае. Кузбасский уголь составляет 80 процентов общероссийского экспорта. Идет постоянный рост эффективности за счет использования самого современного оборудования и технологий, позволяет выдерживать жесточайшую конкуренцию на международном рынке.

    Кузбасский уголь поставляется почти в 50 стран мира. Осуществляя амбициозную задачу - расширить присутствие на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Японии, Кореи, Тайваня, Индии, руководство Кузбасса нацеливает бизнес на повсеместную модернизацию производства, внедрение самых современных технологий.

    Но нельзя же бесконечно просто рыть землю, уверен Тулеев. Главой региона принимается решение - сделать упор на переработку угля, на получение из него продукта с высокой добавленной стоимостью. Даже в самые успешные советские времена, которые называли "золотым веком" угольной промышленности, кузбасские шахтеры стремились добыть 150 млн тонн угля, но не смогли. А сегодня в Кузбассе только обогащается (очищается от примесей золы и серы) 160 млн тонн угля. Цена такого угля на порядок выше. Поэтому задача на ближайшую перспективу - постоянно увеличивать долю обогащенного угля, и к 2020 году объемы переработки довести до 90 процентов.

    Глава региона понимал, что нужны абсолютно новые направления развития экономики. Так, впервые в России появилось новое направление в промышленности - использование газа метана из угольных пластов как топлива. Помимо экономического эффекта при этом повышается безопасность труда шахтеров. Если раньше попутный газ фактически выбрасывался в атмосферу, то сейчас его выкачивают, что особенно важно при начале строительства новых шахт.

    Можно взять и другую базовую отрасль региона - металлургию. Одна иллюстрация. В 90-е годы на полном серьезе ставился вопрос: по каким рельсам будут ходить поезда в России? Собирались даже закупать их в Японии. Сегодня кузбасские металлурги полностью обеспечивают страну трамвайными и на 60 процентов железнодорожными рельсами. Вот реальный пример промышленной победы.

    Головная боль всех индустриальных регионов - вопрос о том, как совместить развитие промышленности и экологию. Бережное отношение к природе, стремление как можно гармоничнее сочетать экономический рост и развитие цивилизации с одной стороны и сохранение природных богатств Кузбасса - особо важная тема для кузбасского руководителя. Однажды Тулеев признался: "Когда я лечу на самолете, мне страшно на землю смотреть - все уже изранено, ископано"… Наверное, в такие минуты он пришел к убеждению - добычу угля в регионе наращивать не надо, недра не безграничны. А затем на федеральном уровне начал борьбу с бесконтрольный выдачей лицензий на добычу угля, потребовал отозвать лицензии у недобросовестных и неэффективных угольных компаний.

    Промышленные предприятия Кузбасса активно оснащаются новейшими очистными сооружениями, здесь запущено уникальное предприятие по переработке угольной золы в микросферу. Только в рамках года экологии на природоохранные проекты в промышленности Кузбасса будет направлено около 3 млрд руб. А в Кемерово, где основной экологический удар наносит автотранспорт, общественный транспорт переводится на газомоторное топливо, запущены новые линии троллейбусов.

    Кемеровская область - уникальный регион, где все крупные населенные пункты, кроме столицы, являются моногородами. И здесь Кузбасс показал пример - в том числе как можно действенно решать сверхсложные задачи. Новый импульс развитию моногородов в Кемеровской области дало тесное сотрудничество с Фондом развития моногородов. Господдержку получили Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий, Юрга и другие города. Помимо денег из федерального бюджета, на реализацию проектов привлекли дополнительно 50 млрд рублей частных инвестиций. Было создано более 20 тысяч новых рабочих мест, подготовлены инфраструктурные проекты, созданы новые производства в сфере сельского хозяйства, обрабатывающей и пищевой промышленности..

    Все привыкли, что Кузбасс - это край большого угля и большого металла. Но там и уникальная природа. Что если пополнить региональную казну за счет развития туризма? Горнолыжные трассы мирового уровня уже привлекли тысячи туристов со всего мира. Здесь работают одни из самых современных горнолыжных центров - Шерегеш, Танай, Горная Саланга. Еще одно популярное направление - спортивный туризм, в том числе на горных реках. А ведь когда-то Кузбасс называли "всероссийской кочегаркой". Превращение сугубо индустриального региона в один из наиболее развивающихся туристических объектов страны - еще один повод для гордости Тулеева.

    В чем же главный секрет долгожительства Тулеева в должности губернатора? На этот вопрос ответила одна из газет - это вера в него людей. А люди просто так верить не будут. Когда этот "тяжеловес ельцинского призыва" в 2015 году в пятый раз стал руководителем региона, избиратели сами поставили ему оценку: при явке свыше 80% отдали 97 процентов голосов.

    Объяснение этому феномену есть. Ни для кого не секрет, что программы социальной поддержки изрядно нагружают бюджеты любого региона. Глава Кемеровской области не считает эти деньги потраченными впустую. Он убежден - население региона с суровым климатом, сложной экономикой не может быть оставлено один на один со своими проблемами. Для решения социальных проблем власти задействовали механизм частно-государственного партнерства. Яркие тому примеры - сотрудничество Кемеровской области с крупнейшими компаниями региона, среди которых РУСАЛ, Кузбассразрезуголь, Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), СДС, Кузнецкие ферросплавы, КТК, ТалТЭК и многие другие. Эти компании направляют на реализацию совместных с регионом социально-значимых проектов сотни миллионов рублей. И, в свою очередь, получают социальную и кадровую стабильность на своих предприятиях.

    Реальную заботу властей региона особенно почувствовали молодые семьи. Многие купили квартиры в рассрочку на 20 лет - без первоначального взноса и без процентов. Действует система суперльготных ипотечных кредитов - под 3 - 5 процентов годовых. В регионе строятся школы и детсады, спортзалы, базы отдыха. И все это доступно кемеровчанам. Такой мини-социализм, когда открываются социальные магазины, бесплатный проезд, бесплатное лечение, льготы по ЖКХ…

    Наверное, не всем нравятся его жесткие и принципиальные методы управления, требовательность и упорная принципиальность. Но никто не скажет, что он бережет свою "шкуру". Как настойчиво Тулеев отстаивает интересы региона, хорошо знают федеральные чиновники на самом высоком уровне.

    Есть у кемеровского губернатора и недоброжелатели. Экономическая и социальная стабильность в Кузбассе некоторых раздражает. Раздражают, особенно за пределами нашей страны, успехи угольной отрасли. Незадолго до 20-летней годовщины пребывания у руля Кемеровской области, по некоторым СМИ и соцсетям запустили волну слухов о готовящейся отставке Амана Тулеева по состоянию здоровья. "Не дождетесь", - говорят в Кузбассе. Тем временем, перенесший операцию на позвоночнике губернатор, готов продолжать свою созидательную работу на благо Кузбасса.

    Поделиться