Минпромторг предложит ряд мер по поддержке народных ремесел

К августу Минпромторг должен представить "дорожную карту" мер, которые бы помогли сохранять и развивать народные промыслы. В соответствии с поручением президента, в министерстве рассматривается несколько основных направлений поддержки народных ремесел: от стимулирующих экономических рычагов до тесного сотрудничества с туристической отраслью.

Интерес к народным ремеслам и у жителей России и у туристов не угасал никогда. Так, предприятие "Хохломская роспись" станет официальным производителем сувениров к чемпионату мира по футболу 2018 года, такое сообщение пришло на днях из Нижегородской области. А в Москве открывается первый фирменный магазин другого известного бренда - мастера Гжели представят не только всем известную бело-синюю линию, но и изделия, в том числе, изразцы, выполненные в традициях "старой Гжели", цветные, с надглазурной росписью.

Кроме "золотой" хохломы, "зимней" гжели, ростовской финифти, вологодских и елецких кружев, завоевавших мировое признание, в России много и других народных промыслов, возможно, не столь широко известных, но не менее интересных и уникальных. По данным Минпромторга, в 64 регионах сейчас работает 280 разнообразных производств, и работают на них более 30 тысяч человек.

Большинство из производимых там вещей уникальны: они полезные, утилитарные, как говорится, "в хозяйстве пригодится", и в то же время это произведения искусства, украшающие жизнь, доставляющие эстетическое наслаждение. Вот только выживать промыслам непросто: уникальная, как правило, ручная, порой штучная работа, значит, такая продукция не может быть дешевой, и конкурировать с "массовкой" ей зачастую очень сложно. Именно поэтому и разрабатывается комплексная программа по их продвижению.

"Уверен, мы вполне можем производить премиальный товар не только на внутренний рынок, но и на экспорт, - считает глава министерства Денис Мантуров. - Сегодня в рамках программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" поддержку за счет федерального бюджета получают порядка 80 организаций из числа народно-художественных промыслов в 34 регионах". Это и субсидии по возмещению затрат на энергоресурсы и сырье, и уплата процентов по кредитам, и возмещение части транспортных расходов и вложений в продвижение товаров на рынок.

Но в условиях свободного рынка только государственных вливаний недостаточно, без грамотного маркетинга и рекламы не обойтись. Еще одно интересное направление - подключить к традиционным старым технологиям новые дизайнерские идеи.

Одним из мощных драйверов по развитию промыслов, по мнению Мантурова, может стать плотное сотрудничество народных промыслов с туристической отраслью. Любое узнаваемое старинное ремесло - это лицо города, района. Если сделать такие мастерские открытыми - это всегда привлекает гостей и туристов. Многие предприятия, к примеру тот же Гжельский завод, уже сегодня приглашают на производство гостей, проводят экскурсии для школьников и студентов. А в качестве дополнительного "бонуса" получают заинтересованные, готовые учиться кадры. Показателен пример и традиционной коломенской пастилы. После революции рецепты этого исконно русского лакомства и технология изготовления были забыты. Но стараниями местных предпринимателей производство удалось восстановить в первозданном виде. А местный центр развития познавательного туризма помог всего за несколько лет "раскрутить" пастилу, которая стала "визитной карточкой" Коломны и традиционным сувениром приезжающих сюда гостей.