"Тяжелые последствия от санкций для промышленности во всей Европе, включая Россию, выражаются в очень высокой двухзначной миллиардной сумме", - прокомментировал результаты исследования Вольфганг Бюхеле. По его словам, наряду с запретом определенных экспортных и финансовых сделок санкции также привели к "серьезным и плохо просчитываемым психологическим последствиям". "Неуверенность предприятий и потребителей в отношении дальнейшего развития ведет к инвестиционной и покупательской сдержанности. Бизнес-партнеры переориентируются на другие рынки и других партнеров, туризм пришел в сильный упадок", - констатировал промышленник.
Между тем, отметил председатель Восточного комитета, психологическое влияние санкций уменьшилось. "Ущерб уже нанесен, положение и дальше неудовлетворительно, но, по крайней мере, стабильно. Предприятия пытаются вынести самое лучшее из настоящих условий и находятся в ожидании новых шансов, которые связаны с европейско-российским сотрудничеством", - отметил Бюхеле. К счастью, с августа 2016 года торговля между Россией и Евросоюзом снова вступила в период улучшения. В первые четыре месяца 2017 года наблюдается подъем немецкого экспорта в Россию на 27 процентов, импорт из России повысился на 34 процента.
Бюхеле обратился к немецким политикам с призывом трезво проанализировать результаты санкций, а также продумать альтернативы. "Экономические отношения не должны становиться инструментом политики. Именно зависимая от экспорта Германия попадает на путь потерь, если санкции становятся политическим средством против всех болезней", - отметил крупный немецкий промышленник.
При этом председатель Восточного комитета назвал планы США расширить антироссийские санкции "абсолютно неприемлемыми". Ведь они затрагивают и проекты европейских предприятий в России. "Экстерриториальное применение экономических санкций США представляет опасность для мировой промышленности. Такими идеями легко вызывается лавина протекционизма, которая погребает под собой свободную торговлю", - оценил ситуацию вокруг американских санкций Вольфганг Бюхеле.