Костромичка Татьяна Горбунова, не скрывая эмоций, показывает фотографии дома, в котором она прожила почти 30 лет и считала своим.
- Вот здесь у меня была кухня, здесь комната, все вещи, нажитые за много лет. Теперь меня отсюда выселили. Я до сих пор не могу оправиться от шока, - рассказывает женщина.
Рано утром 15 июля 2016 года в "однушку" в спальном районе города, где с 1987 года вместе с дочерью жила костромичка, неожиданно постучали.
- МЧС вызывали?
- Нет, у нас все в порядке.
- Откройте, нам надо все осмотреть!
Отворив дверь, женщина, едва успевшая одеться, увидела на пороге толпу из 12 человек. Оттеснив хозяйку, посетители без колебаний вошли в квартиру и заявили:
- Собирайтесь, вас выселяют.
Не успев забрать даже самое необходимое, женщина оказалась за дверью с небольшим пакетом, в котором лежали документы и зубная щетка. Под присмотром приставов, полицейских и сотрудников мэрии рабочие врезали в дверь Татьяниной квартиры новые замки, а саму Татьяну оставили на улице, не позволив забрать ни мебель, ни ценные вещи. Чтобы получить разрешение на вывоз имущества на съемную квартиру, Татьяна потратила два месяца жизни на разбирательства с приставом.
В конце восьмидесятых в предоставленную мэрией муниципальную "однушку" в костромском микрорайоне Давыдовском Татьяну и ее маленькую дочку прописал ее близкий друг Владимир. Его Татьяна называла своим гражданским мужем, однако официально их брак зарегистрирован не был. Поэтому, когда через несколько лет Владимир умер, Татьяне заявили, что она "не является членом его семьи", а потому прав на проживание в квартире у нее больше нет. Тем не менее, пока дочь Татьяны не подросла, власти не предъявляли женщине никаких претензий.
В 2006 году мэрия Костромы подала иск в суд с требованием выселить Татьяну с дочерью из муниципальной квартиры и снять их с регистрационного учета. Суд требования мэрии удовлетворил, обжалование решения в вышестоящих инстанциях оказалось безрезультатным.
- Я не понимаю, как добропорядочного человека, который не нарушает закон и аккуратно платит по счетам, можно выселить из единственного жилья. Собственной жилплощади у меня нет, но зато есть многочисленные ответы из администрации о том, что с 1985 года я состою на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2003 году мой номер в очереди был 1905, в 2008-м - 1748, в 2011-м - 1734, а в 2014-м - уже почему-то 1785 (копии документов имеются в распоряжении редакции. - Прим. "РГ"). Получается, что городская жилищная очередь неведомым мне образом движется уже не вперед, а в обратном направлении, - недоумевает костромичка. - Почему нельзя закрепить за нами эту "однушку", где мы столько лет прожили?
В общей сложности Татьяна Горбунова стоит на муниципальной очереди на получение жилья уже 32 года. В мэрии говорят, что ежегодно по договорам социального найма костромичам предоставляют около ста квартир. Однако за почти три десятилетия "общая" очередь Татьяны подвинулась чуть более чем на сто позиций - это примерно три человека в год. Простой математический расчет показывает, что если существующая скорость движения очередников сохранится, то у Татьяны шанс справить новоселье появится примерно через 595 лет.
- Мне очень обидно, что после всего того, что я сделала для города, меня так бесцеремонно выселили. Я работала художником-декоратором в муниципальном учреждении "Возрождение", занималась организацией общегородских массовых мероприятий, фестивалей, дней города, всю жизнь трудилась над украшением Костромы. А теперь получается, что я - бомж. Где справедливость? - сетует Татьяна.
В мэрии Костромы, куда редакция "РГ" обратилась с официальным запросом о состоянии жилищных очередей, сообщили, что вопрос с нехваткой квартир в областном центре стоит очень остро. Ежегодно с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье по договорам социального найма в мэрию обращаются 400-500 семей.
В реальности бесквартирных костромичей значительно больше: муниципалитет не ведет статистики по военнослужащим, полицейским и представителям прочих силовых структур, нуждающимся в жилье.
В советское время муниципальный жилищный фонд пополнялся регулярно: при возведении зданий строители передавали около восьми процентов квартир в фонд города, однако впоследствии эта практика прекратилась. Как пояснили в мэрии, сейчас муниципальный жилищный фонд пополняется в случае смерти нанимателей, а также за счет участия муниципалитета в долевом строительстве жилья с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств областного бюджета, а также при расселении ветхого жилья.
По данным администрации региона, в последние годы Костромская область бьет рекорды по темпам строительства жилья. Однако застройщики жалуются на заметное снижение спроса: при средней зарплате в 22 тысячи рублей в месяц большинство костромичей не могут себе позволить покупку квартиры, поскольку стоимость квадратного метра почти вдвое превышает средний доход.
Для того чтобы получить одобрение банка на ипотечный кредит, заемщик должен доказать, что сможет не протянуть ноги после выплаты ежемесячных процентов. Для этого доход семьи с двумя детьми должен быть не ниже 80 тысяч рублей в месяц. Если же детей трое, то зарплата каждого из родителей должна составлять не среднестатистические 22, а уже 50 тысяч рублей. Однако вакансии с такими зарплатами в Костроме найти очень сложно.
В такой ситуации "спасением" для небогатых костромичей и многодетных семей, уставших ютиться всемером на 20 квадратных метрах, стала принятая в регионе программа бесплатного выделения земельных участков под самостоятельное строительство жилья. По данным Росреестра, в первом квартале 2017 года спрос на оформление земли в регионе вырос почти на треть, в то время как интерес к регистрации прав на готовое жилье упал.
На территории Владимирской области, как и в Костроме, дефицит доступного жилья ощущается достаточно остро. Как сообщил в ответе на запрос "РГ" руководитель управления по связям с общественностью и СМИ Александр Карпилович, сегодня в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, который ведет мэрия, состоит 1150 семей. За последние пять лет перечень очередников сократился более чем вдвое: в 2012 году в нем числилось 2602 семьи. В отличие от соседей владимирские власти находят способы строить новое жилье за счет средств городского и областного бюджетов. Так, в 2010-2012 годах во Владимире ввели в эксплуатацию две очереди 178-квартирного жилого дома по программе "Социальное жилье", в 2013-м за счет муниципалитета построили 34-квартирный дом. В 2014 году с помощью Фонда содействия реформированию ЖКХ новоселье во Владимире справили 22 семьи переселенцев из аварийных домов. За последние три года город купил очередникам 13 квартир в новостройках, до конца текущего года власти планируют достроить еще 17 квартир, а затем в рамках муниципальной программы "Жилье" во Владимире дополнительно возведут еще два многоквартирных дома. По данным властей, сегодня в городе одной из самых востребованных программ стала муниципальная подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Благодаря ей жилищные условия за последние пять лет смогли улучшить 644 семьи.
Ольга Кокоулина, начальник отдела по работе со СМИ администрации Костромы:
- Максимальный период ожидания в получении жилья составляет более 30 лет для граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года на общих основаниях. За последние три года были улучшены жилищные условия 1188 семей. В списке счастливых новоселов также оказалось 106 молодых семей, получивших соцвыплаты на приобретение или строительство жилья. Выплаты на улучшение жилищных условий получили 174 многодетные семьи, а 213 семьям выделили под застройку бесплатные земельные участки.