На прошедшей недавно в Нарьян-Маре конференции "Северный завоз - новые пути и возможности" первый зампред правительства Якутии Алексей Колодезников рассказал, какую помощь власти региона надеются получить от федерального центра. В первую очередь это, конечно, деньги. На доставку грузов в северные и арктические районы ежегодно требуется более 30 миллиардов рублей. Чтобы не допустить роста цен и тарифов, местные власти субсидируют часть расходов.
- В 2017 году в госбюджете предусмотрено лишь 16,7 процента от требующегося 31 миллиарда рублей. Остальное задействованные в операциях по северному завозу предприятия вынуждены находить сами, преимущественно за счет коммерческих кредитов, - рассказал Колодезников.
Нужна значительно более весомая господдержка завоза, но возможности региональной казны исчерпаны: госдолг республики вплотную приблизился к установленному минфином РФ пределу.
- А ведь мы должны давать предприятиям кредиты и гарантии! - считает зампред правительства республики.
Он предложил субсидировать из федерального бюджета транспортные расходы. Сейчас они закладываются в стоимость продуктов питания, и оплачивать их приходится жителям северных сел. Картошка там стоит дороже, чем яблоки в Якутске.
Кроме того, Якутия нуждается в замене устаревшего дноуглубительного флота, чтобы поддерживать мелеющие участки рек в судоходном состоянии. До 2030 года потребуются 15 новых земснарядов.
Эти проблемы без поддержки Москвы не решить. В остальном властям региона приходится уповать на внутренние ресурсы, и их потребуется немало.
В целом существующую схему завоза грузов (до мест накопления - теплоходами в навигацию, а в труднодоступные населенные пункты - автотранспортом по зимникам) изменить невозможно.
- Реальной альтернативы этому варианту не вижу, так как самолетами доставлять грузы дорого, - отмечает глава региона Егор Борисов.
Правда, с обещанным вводом в эксплуатацию железнодорожной линии Томмот - Нижний Бестях значительно сократится плечо речных перевозок по Лене. У речников перестанет болеть голова по поводу ежегодного раннего обмеления реки в верховьях, в районе порта Осетрово, откуда почти все приходится возить сейчас. Однако на сроки открытия зимников это никак не повлияет - они зависят только от погоды и расторопности дорожников.
Учитывая, что и то, и другое в последнее время оставляет желать лучшего, Егор Борисов дал правительству республики два поручения. Если прежде грузы (в первую очередь топливо) в труднодоступные поселения завозили с таким расчетом, чтобы их хватило до 1 января, то теперь запасы надо увеличивать, чтобы растянуть еще на месяц. Минувшей зимой некоторые "дороги жизни" удалось пробить лишь в феврале!
Изменится и подход к назначению ответственных за состояние сезонных автодорог на Севере. Сегодня там задействовано множество маломощных частных структур. Это рискованно: сломался один бульдозер - и трасса встала. Обслуживание всего якутского Заполярья будет поэтапно передано казенному предприятию "Дороги Арктики". Ему придется не только пробивать зимники, но и создавать на обширной малолюдной территории инфраструктуру транспортного комплекса. Сейчас она представлена в основном пунктами ремонта и обогрева, да и те есть не на каждом направлении. Возможно, в комплекс будут включены альтернативные виды транспорта, но пока это даже не планы, а мечты: подходящей сертифицированной техники попросту нет.
Основной объем завозимых грузов приходится на топливно-энергетические ресурсы. Занимаются этим мощные предприятия, поэтому организовать процесс проще. С продовольствием иное дело. Подконтрольный государству оптовик при субсидировании из местного бюджета доставляет на Север лишь те продукты, без которых невозможно прожить. Перечень их невелик, и львиная доля в объеме завоза приходится на муку. К примеру, в прошлом году к местам назначения было доставлено 5,2 тысячи тонн продовольствия, в том числе муки - более четырех тысяч тонн.
Остальное везут предприниматели. Господдержку они не получают, а вот предельные торговые наценки для них государство устанавливает.
- При существующей системе регулирования для предпринимателей из северных и арктических районов создаются неравные условия, - считает региональный бизнес-омбудсмен Айталина Соколова.
В неравной ситуации по сравнению с жителями более южных районов оказывается и само население. Даже при существовании предельных наценок стоимость продуктов в Арктике запредельна. Не то что фрукты - даже овощи многие северяне могут позволить себе лишь к праздничному столу.
А как у соседей
В Хабаровском крае уже отгружено более половины энергоресурсов, предназначенных для транспортировки в северные районы. В Нанайский район доставлено 40 процентов требующегося угля, в район имени Полины Осипенко - 63, в Ульчский, Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский твердое топливо привезено полностью. Последние два также обеспечены моторными маслами. До 15 октября северным территориям поставят 20,1 тысячи тонн угля и 24,2 тысячи тонн нефтепродуктов. Стоимость завоза, с учетом прошлогодних долгов, составит 1,7 миллиарда рублей.
1 июня теплоход "Золото Колымы" пришел с первой партией топлива для Магаданской ТЭЦ - 27 тысяч тонн. В целом для отопительного сезона 2017-2018 годов ему предстоит доставить в Магадан 257 тысяч тонн кузбасского угля. Необходимый объем теплоход должен завезти за десять рейсов. На обеспечение Магаданской ТЭЦ углем направлено около 1,6 миллиарда рублей.
Отдаленные воинские части Восточного военного округа на Камчатке, в районах Крайнего Севера и на островах во время северного завоза получат более 53 тысяч тонн имущества и грузов различного назначения - вдвое больше, чем в прошлом году. В частности, на маяки в Японском и Охотском морях уже завезено около 900 тонн горюче-смазочных материалов, порядка восьми тонн имущества получили воинские части на Курильских островах, 43 тонны продовольствия доставлено в Анадырь.