Калининский районный суд Новосибирска рассмотрел иск пассажирки к автотранспортному предприятию. 72-летняя Валентина Черепанова пыталась выйти на своей остановке, но водитель ее "не заметил" и зажал дверями. В результате женщина выпала из автобуса. По решению суда перевозчик выплатит пострадавшей 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. И этот случай можно назвать прецедентным для Новосибирска.
Как рассказала "РГ" адвокат Наталья Беспалова, пенсионерка получила сотрясение головного мозга и многочисленные ушибы. Эксперты оценили это как легкий вред здоровью, а по сложившейся в судах практике назначенные компенсации в таких случаях не превышают пятидесяти тысяч рублей.
То, что Валентине Черепановой присудили в два раза больше, адвокат объясняет несколькими причинами: во-первых, у пострадавшей из-за падения обострились хронические заболевания, и ей потребовалось вспомогательное лечение, во-вторых, перевозчик долго так и не признал вину, что сыграло свою роль в суде. Также суд учел и возраст пассажирки - по словам адвоката, пожилой женщине было очень тяжело пережить случившееся, и она, не услышав извинений, до сих пор, спустя год, испытывает глубокую обиду.
Не секрет, что часто подобные происшествия на транспорте вообще остаются без каких-либо последствий. Пассажиры далеко не всегда готовы отстаивать собственные права, а контролирующие органы - оперативно реагировать на нарушения. Часто у пострадавших нет доказательств того, что травма была получена в автобусе или маршрутке. В случае с Валентиной Черепановой наказать перевозчика помогли многочисленные свидетели, находящиеся как в салоне автобуса, так и на улице.
В результате водителя оштрафовали в административном порядке, а затем уволили. А женщина добилась страховой выплаты за полученные травмы - шестьдесят тысяч рублей, а затем и компенсации морального вреда в сто тысяч.
По словам Натальи Беспаловой, в последнее время пострадавшие пассажиры все активнее обращаются в суд. Адвокат связывает это с повышением уровня правовой грамотности в обществе, а также с неискоренимой халатностью водителей и увеличением числа реальных судебных прецедентов. Вероятно, будет меняться и практика - не исключено, что суммы компенсаций будут расти.
Как вести себя, если водитель "забыл" про пассажиров и думает, что управляет гоночным болидом:
• Всеми силами пытаться удержать равновесие, чтобы не допустить пагубных последствий.
• Если падение произошло, и вы чувствуете боль, - самостоятельно или с помощью других пассажиров вызвать наряд ГИБДД. Автобус должен прекратить движение по маршруту.
• Вызвать скорую помощь.
• Записать телефоны свидетелей - они пригодятся, если дело дойдет до суда.
• Ни в коем случае не выбрасывать билет.
• Запомнить номер автобуса.
• Самое важное: найти памятку (она обычно висит в каждом салоне) с указанием страховой компании, с которой перевозчик заключил договор как раз для подобных случаев. Нужно связаться с этой компанией и написать заявление по страховому случаю. Расчет производится на основании экспертизы. Отказать в помощи вам не имеют права.
• Моральный ущерб виновный может возместить добровольно, но если инициативы от него не исходит, следует обратиться в суд.