Громкий скандал с ростовским концерном "Покровский", который всеми правдами и неправдами пытается прибрать к рукам фермерские земли в соседнем Краснодарском крае, не сходит с полос федеральных и местных СМИ. К сожалению, до сегодняшнего момента фермерские призывы о помощи оставались без должного внимания властей. Это только увеличило бизнес-аппетиты "покровских", которые простираются далеко за пределы сельскохозяйственных наделов. А методы ведения бизнеса ростовских предпринимателей могут стать предметом проверки контролирующих органов.
В 2000-е годы федеральные СМИ активно писали о скандальных историях с только набирающим обороты бизнесом экс-чиновника Андрея Коровайко. Так, его концерн "Покровский" засветился в истории с ростовским оборонным ФГУП "Электроаппарат". Как писала пресса, после ареста бывшего арбитражного управляющего на предприятие пришли представители нового кредитора, скупившие большую часть кредиторской задолженности, - ООО "Барс". В последующем на месте оборонного предприятия планировалось строительство жилого комплекса "Зеленая роща". Городские власти были против: под землей находилось бомбоубежище, но концерну удалось добиться разрешения на застройку.
Не менее скандальной была ситуация со сменой собственника на ростовском заводе "Самтрест". Памятна ростовчанам история и с попыткой построить дом для преподавателей тогда Ростовского государственного строительного университета. "Доктора обманутых наук" - так назвал статью о сложившейся ситуации один из городских порталов. На территории, сопредельной со стройкой концерна "Покровский", должен был появиться дом для деканов и преподавателей вуза. Некоторые из них, как выяснили журналисты, даже отдали свои квартиры переселенцам из частных домов, чтобы ускорить начало строительства. Но затем по новому генплану Ростова будущий объект РГСУ с этой территории исчез, а ее бывшие обитатели остались без обещанного жилья. На месте "профессорского" дома потом появился объект "Покровского".
Но это только цветочки. Обрастая активами, ростовский холдинг перешел в АПК, переметнувшись в соседний Краснодарский край. Концерн активно скупает долги банкротных, но имеющих многочисленные активы сельхозпредприятий, прибирая к рукам их тысячи гектаров и производство. Так было с концерном "Маяк" в Ейском районе, активом холдинга "Разгуляй" в Курганинском районе, с Павловским сахарным заводом, группой агропредприятий, связанных с КФХ Николая Чалова в Мостовском районе, Динским сахарным заводом. Список можно продолжить.
Пришлый концерн, имея на руках большие заемные средства, берет под контроль крупные, но экономически подкошенные местные предприятия. Казалось бы, все по закону, слабые хозяйства могут рассчитывать на помощь и поддержку более успешных. Но получается, что "покровские" кровно заинтересованы лишь в том, чтобы местные производители становились банкротами. Как это происходит, вопрос, как говорится, отдельный.
Интересная складывается ситуация. На землях Краснодарского края работают десятки крупных и средних агропредприятий, внешне никак не связанных с "Покровским". Но если посмотреть на фамилии учредителей и руководителей этих компаний, то там одни и те же лица: Ангелина Коровайко, Виктор Коровайко, Тамара Чебанова, Максим Мишарев. Предприятия могут открываться и закрываться, ликвидироваться. Контроль остается. И для этого головным структурам даже не обязательно быть их формальным владельцем.
Как с помощью "серых" схем и создания все новых организаций с похожими названиями можно усугубить положение стратегически важных предприятий, можно увидеть на примере ОАО "Павловский сахарный завод", градообразующего предприятия одноименного района Кубани. С 2010 года оно объявлено банкротом, шла длительная процедура конкурсного производства. С 2011 года инвестором пришел "Покровский". Заявлялось, что структура из Ростова поможет предприятию пережить трудные времена. Но слова сильно разошлись с делом. Складывается впечатление, что цель была не помочь предприятию, а только извлечь доход. А задача выхода компании из банкротства, вероятно, вообще не стояла.
Как следует из документов, параллельно с банкротством ОАО "Павловский сахарный завод" весной 2010 года было зарегистрировано ростовское ООО "Павловский сахарный завод". Новая компания, по данным СМИ, взяла у завода в аренду все оборудование.
- Договоры на закупку сахарной свеклы и обработку заключались от имени ростовского предприятия-арендатора. Возникла большая кредиторская задолженность, летом 2014 года ООО "Павловский сахарный завод", входивший в концерн "Покровский", просто ликвидировали.
А что же с долгами, рассчитаться с которыми должен был помочь инвестор из Ростова-на-Дону? В 2016 году администрация Павловского поселения принимает распоряжение о признании безнадежной к взысканию и списании с балансового учета задолженности по неналоговым доходам перед консолидированным бюджетом района по предприятию-банкроту ОАО "Павловский сахарный завод". Около 100 миллионов рублей так и не были выплачены. Для местного бюджета - сумма значительная, она могла бы пойти на неотложные нужды региона, решение социальных проблем, на которые не хватает денег. Но беды района, завода, его работников вряд ли волнуют ростовского инвестора.
А вот пример еще одной схемы борьбы за активы с использованием так называемых "зиц-председателей". Сегодня идут тяжбы в отношении экс-судьи Арбитражного суда Светланы Мартыновой. По версии предварительного расследования, она летом 2011 года якобы предложила владельцам агрохолдинга "Каневской" и концерна "Покровский" Аркадию Чебанову и Андрею Коровайко помочь завладеть 13 тысячами гектаров в Кущевском районе. Дескать, Коровайко и Чебанов должны были передать Мартыновой 52 миллиона рублей, а также перечислить владельцу земель Надежде Цапок в качестве компенсации еще 22,5 миллиона.
Правда, Мартынова рассказывает совершенно иную версию происходящего. По ее словам, она сама попала под прессинг покровских юристов и стала жертвой их подковерных интриг.
- Моей семье принадлежит сельскохозяйственное предприятие АО "Маяк", в аренде у которого более 10 тысяч гектаров земли. Наши земли граничат с ООО "Импульс", принадлежащим концерну "Покровский". В 2012 году от Чебанова и Коровайко моему брату поступило предложение продать половину акций "Маяка", но мы не сошлись в цене, - рассказывает Мартынова. - После чего в адрес моей семьи начали поступать угрозы от неизвестных мужчин.
Тогда же Коровайко и Чебанов подали заявление о привлечении Мартыновой к уголовной ответственности, с 2012 года она остается подозреваемой по уголовному делу. Сама экс-судья также подала заявления о поступавших ее семье угрозах, но правоохранительные органы не нашли состава преступления.
- Были арестованы земли, техника, расчетные счета. Работа "Маяка" была парализована, - вздыхает Мартынова. - В прошлом году, когда пришла пора убирать урожай, его пытались захватить с помощью определения арбитражного суда. В 2016 году попытка захватить урожай "Маяка" результата не достигла. Что будет в этом году, неизвестно. Но на сайтах арбитражных судов уже появляются новые заявления, с требованием арестовать участки и урожай и передать их структурам концерна "Покровский".
- Схема эта проста: в отношении руководителя или учредителя местного предприятия возбуждается уголовное дело, арестовываются счета, блокируется работа бизнеса, после чего поступают предложения передать активы определенной компании. Посмотрите по публикациям СМИ, к кому после возбуждения уголовных дел перешли сельхозпредприятия, и у вас не останется вопросов о том, кто за этим стоит, - продолжает экс-судья.
Любопытную роль во всей этой истории сыграла 86-летняя Анна Данько. Именно на скромную старушку, по версии следствия, Мартынова вместе с адвокатом Викторией Лесной переоформляла спорные земли. Однако та же самая бабушка подала в суд иск об аресте урожая и передаче его на ответственное хранение структуре концерна "Покровский" агрохолдингу "Каневской". Ее и считают подставным лицом, через которое холдинг проводит свои манипуляции.
Говоря о роли в этой схеме Анны Данько, Светлана Мартынова разводит руками: как и многие кущевцы, она искренне удивилась, узнав, что обычная пенсионерка претендует на тысячи гектаров земли и сотни миллионов рублей. Все стало на свои места, когда представителями пенсионерки в судах выступили юристы "Покровского".
- Мне кажется, Данько, как человека престарелого и юридически безграмотного, просто используют втемную, она выдала доверенности, и от ее имени сыплются иски. "Покровским" выгодно, выставив ее на передний план, скрыть свое участие в этих делах, использовать образ обиженной бабушки, которую кто-то пытается ограбить. Но откуда у рядовой пенсионерки, вчерашней колхозницы права на тысячи гектаров? Этот вопрос не возникает, - говорит Мартынова. - Но мы очень надеемся, что, сколько веревочке ни виться, конец этому придет. И мы, как и десятки других трудовых коллективов Кубани, сможем дальше свободно трудиться на благо родного края.