Об этом заявил помощник президента России Юрий Ушаков на международном форуме "Примаковские чтения", организованном Центром международной торговли, Торгово-промышленной палатой РФ и Институтом мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН (ИМЭМО). Ушаков добавил, что на кону не только отношения с Вашингтоном, но и глобальная безопасность.
Ключевая сессия первого дня форума была посвящена именно отношениям с США. Цели администрации Дональда Трампа в отношении нашей страны по-прежнему не ясны, отметил замглавы МИДа Сергей Рябков.
Сейчас, дали понять российские участники форума, "самолет Примакова" снова над Атлантикой, и от США зависит, куда он приземлится. Разворот, предпринятый Примаковым 18 лет назад на пути в Вашингтон из-за решения НАТО бомбить Югославию, стал символом современной российской внешней политики.
Политика "по-примаковски" - это признание того, что мир стал многополярным. "Поворот на Восток" не связан с санкциями, этот курс был задан намного раньше, и у его истоков стоял именно Примаков, возглавивший МИД в 1996 году, подчеркнул глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.
Тем не менее сейчас именно отсутствие диалога между Россией и США может довести мир до беды, подчеркивали все - от американских кремленологов до российских дипломатов.
Хотя очевидно, что между Россией и США уже нет идеологического противостояния, но подходы к ключевым вопросам остаются противоположными, констатировал Сергей Рябков. Он рассчитывает на возобновление встреч на уровне заместителей руководителей внешнеполитических ведомств России и США ("Рябков - Шэннон"). Намеченная на 20 июня встреча была отложена, в частности, из-за расширения санкций - под ними уже около 400 организаций и почти 200 граждан России.
"Стакан" российско-американских отношений наполовину пуст, а не полон, и может опустеть еще больше, опасается академик РАН, научный руководитель Института США и Канады Сергей Рогов. Россия и США оказались втянуты в новую холодную войну, причем всерьез и надолго. Это прежде всего показывает дикий разгул пропаганды, в результате которого уровень негативного отношения к России в США и к США в России вернулся к середине 1980-х годов. Из-за возрастания прямой военной напряженности вернулись угрозы, которые, казалось, еще 35 лет назад были прочно забыты.
Ядерная война постепенно перестает восприниматься как катастрофа судного дня, считает академик РАН, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО Алексей Арбатов. По его словам, России и США нужно поставить вопрос о спасении контроля над ядерным оружием, в этом успехи могут быть достигнуты гораздо быстрее, чем по Сирии или Украине. Иначе миру предстоит ядерный хаос и многосторонняя гонка вооружений, в этих условиях ядерное оружие рано или поздно окажется в руках террористов и навсегда перестанет быть средством сдерживания.
Здесь Сергей Рябков сделал важную ремарку: ни в каких доктринальных документах России не было изменений, понижающих порог применения ядерного оружия, напротив, условия, при которых это возможно, сформулированы настолько жестко, что они относятся к разряду "сугубо гипотетических".