Как БПК "Адмирал Макаров" пугал экипажи подводных лодок США
И с тех самых пор, все сорок пять лет, экипаж корабля продолжает жить одной семьей. Боевое флотское братство всех, кто служил на "Адмирале Макарове" в самые различные годы, оказалось даже крепче стального корпуса БПК проекта 1134А. Боевая служба корабля продолжалась 20 лет - с 1972 по 1992 годы, и уже 23 года как его физически не существует. Но экипаж помнит свой корабль и те, кто могут это делать обязательно каждый год собираются вместе именно 2 июля.
Самыми дружными оказались матросы. Даже после увольнения в запас они продолжали поддерживать связи и старались встречаться на день ВМФ на Дворцовой площади в Ленинграде в 12 часов дня еще в 1970-е годы.
А в 2002 году ветераны корабля решили отмечать его день рождения именно 2 июля. С такой инициативой выступили офицеры первого экипажа. Это были Фирер Юрий Михайлович (в прошлом командир БЧ-4), Безпальчев Александр Константинович (командир БЧ-1) и Зубов Владимир Яковлевич (секретарь комитета ВЛКСМ, заместитель командира БЧ-5 по политической части). Они предложили первому командиру корабля Чкалову Валентину Александровичу проводить ежегодную встречу офицеров экипажа, приурочивая этот день к 2 июля. Командир дал добро, и с 2002 года встречи стали ежегодными. Проводятся они в формате кают-компании офицеров.
Встречи всегда проходят очень тепло с участием жен, детей, а теперь уже и внуков. Обязательными стали поездки в Кронштадт для возложения венков к памятнику адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Силами экипажа издана очень интересная книга "Наш корабль "Адмирал Макаров".
Сегодняшний День корабля стал особым. Сорокапятилетие БПК "Адмирал Макаров" вместе отмечают его ветераны и молодые члены экипажа новейшего российского фрегата проекта 11356М "Адмирал Макаров". Этот фрегат принимал участие в Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, где и состоялся символический акт передачи преемственности от одного экипажа "Адмирала Макарова" другому.
Командиру фрегата "Адмирал Макаров" капитану 2-го ранга Григорию Александровичу Брееву вручили книгу о БПК "Адмирал Макаров", а также официальное приглашение на торжественный сбор ветеранов. Принято решение об установлении шефских связей между экипажами БПК "Адмирал Макаров" и фрегата "Адмирал Макаров" в вопросах военно-патриотического воспитания, сохранения, преумножения и передачи боевых традиций во славу Отечества и Флота.
Большие противолодочные корабли проекта 1134А, в частности - "Адмирал Макаров", были одними из самых современных в мире на начало 1970-х годов. По своим боевым возможностям они, как ни странно, превосходили американские аналоги. В европейских странах НАТО и аналогов-то не было. Объяснялось это тем, что атомные подводные лодки США представляли очень большую опасность для СССР. И гарантированно перехватывать их было необходимо на самых дальних подступах к морским границам Советского Союза. С учетом тогда еще слабой космической разведки, упор на борьбу с подводными лодками вероятных противников возложили на противолодочные корабли. Различного вида противолодочных кораблей в нашем Военно-морском флоте было построено 165 единиц. Имелось даже два противолодочных крейсера - "Москва" и "Ленинград".
Наиболее универсальными считались БПК первого ранга того проекта, по которому и был построен "Адмирал Макаров".
Корабль мог эффективно бороться со всеми типами подводных лодок и с надводными кораблями, включая авианосцы. На борту он нес не только глубинные бомбы и торпеды, но и мощное ракетное противокорабельное вооружение.
Все семидесятые и в начале восьмидесятых годов наш флот активно осваивал океанские просторы, и там, где находились не только мощные эскадры, но и одиночные корабли, хозяевами положения становились советские моряки. В истории того же "Адмирала Макарова" было немало случаев, когда он показывал себя во всей боевой красе.
Ветераны вспоминают такой случай. Было это в 1970-е. БПК "Адмирал Макаров" находился недалеко от берегов Великобритании. Над морем стоял густой туман. И вот из него почти на наш корабль вываливается огромная туша американского авианосца Forrestal. Шел он без сопровождения. Что само по себе явление исключительное. Авианосцы в одиночку по морям-океанам не ходят, только в сопровождении большого ордера охранения.
Едва не столкнувшись с советским кораблем, Forrestal резко повернул и стал набирать скорость. Командир "Адмирала Макарова" доложил в Москву и получил приказ: "Следить!". Началась гонка, которая облегчалась тем, что туман рассеялся. Так получилось, что ни одного боевого корабля НАТО рядом не оказалось. Но преследованию стали активно мешать различные гражданские суда, даже невесть откуда взявшийся ледокол, которые часто шли наперерез нашему БПК. Но экипаж советского корабля, проявляя верх навигационного искусства, уворачивался от всех подстав и продолжал следовать за Forrestal в пределах визуальной видимости. Гонка шла на скорости почти в 30 узлов.
И лишь на подходе к Бискайскому заливу командир БПК "Адмирал Макаров" получил приказ прекратить преследование, передать опеку Forrestal Средиземноморской эскадре.
Как рассказывает Владимир Зубов, бывший секретарем комитета ВЛКСМ корабля, 7 ноября 1975 года проходило торжественное собрание, посвященное годовщине Октябрьской революции. Командиру корабля капитану 2 ранга Владимиру Музалевскому, который сидел за столом президиума, секретчик принес приказ о срочном выходе в море. Сыграли боевую тревогу: "Корабль экстренно к бою и походу приготовить!".
Оказалось, что в северные широты отправился только что введенный в состав ВМС США новейший атомный авианосец Nimitz. Советские корабли должны были его перехватить. И БПК "Адмирал Макаров" нашел плавучий аэродром, сопровождал его.
Интересна показательная деталь того времени. Выход в море был спланирован на 24 дня. Однако после выполнения боевой задачи, командир корабля получил приказ идти в южные широты Атлантики - в Анголе началась война. Домой БПК "Адмирал Макаров" и его экипаж вернулись через 240 суток!
О противолодочных возможностях кораблей проекта 1134А говорит то, что его аппаратура позволяла находить подводные лодки по их кильватерному следу. При этом сам БПК ничем себя не обнаруживал, его гидроакустика не использовалась.
Ветераны любят вспоминать, как где-нибудь в Северной Атлантике "Адмирал Макаров" находил подводный след американской атомной субмарины и спокойно шел по нему, пока не настигал лодку. Подводники были в полной уверенности, что сверху идет какое-то случайное судно, сами они в полной безопасности. И в этот момент на полную мощность включались активные гидроакустические комплексы БПК. На субмарине это воспринимается как серия ударов огромным молотом. Подводники понимают, что они в прицеле и, по сути, обречены. В таких случаях американцы начинали хаотично метаться, увеличивая скорость до максимума, в итоге акустический контакт прерывался. Но зато какой рисовался след взбаламученного океана! "Адмирал Макаров" спокойно шел по нему. Если требовалось, вдогонку отправлялся вертолет, который разбрасывал гидроакустические буи, и координаты чужого подводного ракетоносца определялись с высочайшей точностью.
У ВМС США, кстати сказать, аналогичной аппаратуры на надводных кораблях тогда не было. Более того, ее за океаном не существовало даже в проектах.
БПК "Адмирал Макаров" после двадцати лет интенсивной службы, конечно, требовал хорошего ремонта и модернизации. Но после развала СССР наступил и развал его Военно-морского флота. В 1992 году большой противолодочный корабль "Адмирал Макаров" исключили из состава Краснознаменного Северного флота. А в 1994 году его корпус продали какой-то частной индийской фирме на металлолом.
Хочется верить, что лихолетье 1990-х прошло навсегда. А подтверждение этому - начало службы фрегата "Адмирал Макаров".
На Военно-морской салон МВМС-2017 фрегат проекта 11356М "Адмирал Макаров" прибыл после успешного проведения госиспытаний, включавших ракетные стрельбы. Все цели были поражены. Скоро новый боевой корабль отправится на Черное море, где войдет в состав Черноморского флота России.
Фрегат относится к кораблям дальней морской зоны, предназначен для ведения боевых действий в океанских и морских районах, способен бороться с подводными лодками и надводными кораблями противника. Длина фрегата 125 м, он способен развивать скорость до 30 узлов. Дальность плавания составляет 5000 морских миль, автономность 30 суток. Экипаж корабля полностью состоит из военнослужащих контрактной службы, его численность 180 человек.
Вооружение фрегата включает восемь пусковых установок для крылатых ракет "Оникс" или "Калибр-НК", одну 100 мм артустановку А-190 и две шестиствольных 30 мм артустановок АК-630М. На каждом из бортов размещены по два 533 мм торпедных аппарата. ПВО обеспечивается зенитно-ракетными комплексами "Штиль-1" и "Игла-1". Фрегат несет один вертолет типа Ка-27ПЛ.