Об этом заявил глава МИД Сергей Лавров на международном форуме "Примаковские чтения", организованном Центром международной торговли, Торгово-промышленной палатой РФ и Институтом мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН (ИМЭМО).
На фоне продления взаимных санкций российские и западные эксперты пытались найти выход из общего тупика, апеллируя к здравому смыслу и непреходящим ценностям, которых всегда держался Евгений Примаков.
Россия и США имеют богатый опыт по сотрудничеству даже в кризисных ситуациях, в этот момент они находятся в начале следующего этапа своих отношений, рассчитывает бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. Но, похоже, этот патриарх американской внешней политики чуть ли не единственный, кто в США не опасается сейчас говорить о нормальном диалоге с Москвой.
Охота на ведьм, которая в США сопровождает попытки пересмотреть итоги президентских выборов, в конечном счете сойдет на нет, полагает Лавров. Он сравнил звучащие в связи с этим обвинения в адрес России с анекдотом про Чапаева в Монте-Карло, у которого, когда он узнал, что там принято верить на слово, "поперла карта". Те, кто обвиняет Россию в хакерских атаках, вмешательстве в выборы и других грехах, руководствуются как раз такой максимой - что в приличном обществе принято верить на слово, сказал министр.
Нужно умерить амбиции и забыть об обидах, чтобы восстановить сотрудничество с Западом, считает глава Центра стратегических разработок, экс-министр финансов Алексей Кудрин. Он видит волю к такого рода шагам с обеих сторон.
Без этого невыполнима задача выхода на приемлемые для России темпы роста, убеждает Кудрин, ведь экономика нуждается как минимум в докризисном уровне прямых иностранных инвестиций (50 миллиардов долларов, которые в кризис упали в 10 раз), в удвоении несырьевого экспорта и участии в 10-20 международных консорциумах по развитию ключевых технологий.
В ближайшие 15 лет экономика потеряет 10 миллионов человек в трудоспособном возрасте, объяснил Кудрин, мощности внутреннего спроса для экономического роста будет мало, а слабое развитие отечественных высоких технологий (они занимают лишь четверть процента мирового рынка) не оставляет выбора - сотрудничество необходимо. Речь идет о том, чтобы Россия смогла остаться технологической державой, это сейчас самый серьезный вызов, сказал Алексей Кудрин и подчеркнул, что его предложения хотя еще и не утверждены, но разработаны по поручению президента РФ.
Он призвал активнее выстраивать преференциальные торговые соглашения по всем направлениям (вне стран СНГ такое соглашение у ЕАЭС есть только с Вьетнамом) и допустил создание в перспективе зоны свободной торговли с Евросоюзом.
Тональность выступления Кудрина не совпадала с настроем большинства участников форума из Европы. Реалистичным было бы снизить ожидания, в ближайшее время в отношениях России и ЕС будет преобладать недоверие, сказал экс-генсек ОБСЕ Джанкарло Арагона. По его словам, ЕС опасается, что Россия отходит от фундаментальных европейских ценностей, и в то же время понимает, что недооценил чувствительность нашей страны к происходящему на Украине.
О том, как добиться новой "разрядки", мнения участников "Примаковских чтений" разошлись. Но почти общий настрой экспертов - "заморозка" украинского кризиса уже никого не испугает и не удивит. Странам ЕС и России нужно "деактуализировать" тему Крыма и Донбасса, как в свое время США вывели за скобки вхождение в состав СССР стран Прибалтики - они его так и не признали, но это не мешало двум сверхдержавам решать ключевые проблемы даже в условиях "холодной войны", сказал замдиректора ИМЭМО Владимир Барановский.