Старшего сержанта Национальной гвардии Украины и итальянца по паспорту Виталия Маркива задержали в аэропорту Болоньи, куда он прилетел в свой законный отпуск, чтобы повидаться с матерью. В операции по задержанию боевика участвовали пятнадцать карабинеров, после чего суд города Павии арестовал его на шесть суток, до предъявления официального обвинения. Ордер на арест Маркива, как выяснилось, был выдан еще в декабре 2016 года, после возобновления прокуратурой Милана дела об убийстве и ранении иностранных журналистов 24 мая 2014 года под Славянском.
Фабула обвинения проста: в мае 2014 года машина, в которой ехали иностранные корреспонденты, попала под обстрел из 122-миллиметровых минометов в районе села Андреевка под Славянском. В результате смертельные ранения получили Андреа Роккелли и Андрей Миронов, а Вильям Рогелон получил тяжелые ранения и был спасен ополченцами.
По свидетельствам Рогелона, обстрел из 40-60 залпов со стороны украинской армии продолжался не менее получаса - сначала по машине, в которой находились журналисты, затем по укрытию, где они пытались спастись. Следствие утверждает, что "Энди" - так Роккели называли в профессиональном кругу, - который снимал документальный фильм о событиях на Донбассе, был расстрелян намеренно, а большинство собранных им материалов считались утерянными. Часть его работы, впрочем, удалось восстановить и приобщить к делу, включая сделанную Роккелли фотографию, которая стала символом гражданской войны на Украине: дети Славянска, прячущиеся в подвале от бомбежки.
В течение трех лет власти Украины, "сотрудничавшие" с итальянскими правоохранителями, квалифицировали произошедшее как "инцидент военного времени", обещали итальянской стороне довести дело конца и обвиняли в смерти журналистов "сепаратистов" и Россию. Однако такие ответы не устроили ни итальянскую прокуратуру, ни семью Роккелли, ни Рогелона, которые обратились за помощью в поиске истины к коллегам-журналистам и итальянским дипломатам.
И вот влиятельное издание La Repubblica посвятило третьей годовщине убийства Роккелли и Миронова (также имевшего итальянский паспорт. - Прим. "РГ") большой материал. "Украинские власти по окончании длительного, но бесполезного расследования говорили о "побочном эффекте" войны - одним словом, о несчастном случае, не разглашая никаких имен и причин произошедшего. Теперь, благодаря действиям родителей Андреа - Элизы и Рино, благодаря целеустремленности их адвоката Алессандры Баллерини и работе следователей из оперативной группы Милана и прокуратуры города Павии, расследование было возобновлено", - говорится в публикации.
Родители Роккелли, которых цитирует La Repubblica, убеждены, что смерть их сына была нужна украинским военным, которые были недовольны тем, что он документирует их деятельность. "Это было прицельное нападение. Андреа был убит при взрыве гранаты в тот момент, когда он фотографировал стоящий на путях поезд, захваченный украинскими военными. Гибель Андреа не была случайностью. Он не впервые оказался в этом месте. В предыдущие дни, как видно на тех же его фотографиях, он был в том же месте и снимал происходящее. Очевидно, кому-то это не понравилось", - говорят родные журналиста.
Следствие пока не берется утверждать, что Виталий Маркив лично виновен в смерти журналистов, однако именно его карательный батальон три года назад находился в районе Славянска и обстреливал окрестности с горы Карачун. Уникальность ситуации в том, что Маркив - гражданин Италии с 2003 года. На Апеннины он переехал вместе с семьей и до начала "революции достоинства" работал на новой родине тренером по бодибилдингу и диджеем. События в Киеве, начавшиеся осенью 2013 года, взбудоражили бывшего украинца, и он вернулся на родину - помогать "майдану", а после поступил на службу в карательный батальон "Киев-1", ставший частью Национальной гвардии. Два года назад он женился в Киеве и возобновил гражданство Украины, но от итальянского паспорта тем не менее не отказался.
Поэтому сейчас украинское консульство безуспешно добивается встречи с Маркивым и не имеет возможности предоставить ему адвоката: власти считают задержанного гражданином Италии, отказывая представителям Украины в любых контактах с ним, а тем более в освобождении. На официальном уровне Киев все-таки выразил озабоченность арестом "героя", а советник министра МВД Антон Геращенко дежурно рассмотрел в этом "руку Москвы". Чем бы ни закончилось дело против Маркива, сегодня итальянские власти создают важный прецедент, инициируя первый суд над украинскими военными, и пытаются беспристрастно разобраться в том, что на самом деле происходило на Донбассе в первые недели "антитеррористической операции". Есть надежда, что этот суд будет беспристрастным.