03.07.2017 16:18
    Поделиться

    Константин Лопушанский снимет новую мелодраму с Максимом Сухановым

    На 39-м Московском международном кинофестивале известный петербургский кинорежиссер Константин Лопушанский представил новый проект - фильм "Сквозь черное стекло", к съемкам которого приступит в октябре. Корреспондент "РГ" встретилась с режиссером.

    Константин Сергеевич, вы работаете в жанре притчи и антиутопии. В  какое будущее перенесет зрителей ваш новый фильм?  Или расскажете о каком-то периоде нашей истории?

    Константин Лопушанский: Это современная история, что для меня не характерно. Мелодрама. Но не классическая. Рядом присутствуют и философские, и метафизические аспекты. Мне думается, это позволяет шире взглянуть на проблемы, на болевые точки современной жизни… Одна из тем, которая меня в последнее время волнует и наводит на печальные размышления - определенная радикализация взглядов, мнений в обществе, обретающая порой не просто споры, а  крайние формы антагонизма, противостояния. Чрезвычайно несправедливы одни и другие по отношению к противоположной стороне, не брезгуют фейками, искажением фактов. Это очень опасная вещь для любого общества, грозящая взрывом. Градус взаимного неприятия очень высок. Есть в моем сценарии и тема столкновения поколений. На мой взгляд, это крайне болезненные проблемы современной жизни, потому они и присутствуют в фильме, но, разумеется, опосредованно, как часть той жизни, в которой оказываются герои.

    Кто приглашен сниматься?

    Константин Лопушанский: В главной мужской роли снова, как и в фильме "Роль", Максим Суханов. На героиню утвердили молодую петербургскую актрису Василису Денисову. Будет сниматься и замечательная актриса Надежда Маркина, с которой я давно хотел поработать. В основном, группа состоит из людей, с которыми я работал и раньше, чему я очень рад. Продюсер Андрей Сигле, его студия Proline Film. Оператор Дмитрий Масс. Съемки пройдут в Петербурге, небольшая часть - в Германии, у нас копродукция, будут и иностранные партнеры.

    После фильма "Роль" у вас была творческая пауза длиною в четыре года. Счастливы, что снова будете снимать?

    Константин Лопушанский: Конечно! Увы, такие мои циклы… К сожалению, не получается снимать чаще. После окончания съемок я быстро пишу другой сценарий, но пока этот маховик раскрутится, проходят неизбежные пять лет. Жду, чтобы сценарии настоялись, как хорошее вино, чтобы я был уверен в них. Дальше определяюсь с продюсером. Решаем, как будем осуществлять замысел, выходим на питчинги, ищем связи с зарубежными партнерами, собираем бюджет.

    У нас есть "Ленфильм", но именитые петербургские режиссеры Овчаров, Мамин, Сорокин уже несколько лет ничего не снимают - нет финансирования. А другие едут в Москву снимать сериалы. Ваш сознательный выбор - не браться за телевизионное кино?

    Константин Лопушанский: Основные деньги на кинопроизводство - на телевидении. Я понимаю своих коллег, осуществляющих там свои замыслы. Каждый выбирает для себя. Я мог бы работать для телевидения, но если есть выбор, мне предпочтительнее кино: другие условия для производства, другие критерии по отношению к материалу.  Если бы мой замысел требовал осуществления в ТВ-формате (длительный роман, а не короткая повесть), то, наверное, я бы реализовал его.

    Вы преподаете?

    Константин Лопушанский: Да, в петербургском Институте кино и телевидения. У меня там первый курс и дипломники - хорошие ребята, я ими очень доволен.

    Какие у вас отношения со студентами? Такие, как были у вас с вашим мастером Эмилем Лотяну на Высших курсах сценаристов и режиссеров? Или такие, как с Тарковским?

    Константин Лопушанский: В основном, да. У нас нет барьера для общения, они это чувствуют. Профессиональный разговор получается. А это самое главное. Смотрим фильмы, анализируем, обсуждаем. Я в курсе всех новинок, поскольку член трех киноакадемий - "Ники", "Золотого орла" и Европейской, все присылают фильмы. И, конечно, то, что считаю лучшим, даю посмотреть своим студентам. Образованные ребята растут, знают новое европейское кино. Находясь в профессии, надо быть грамотным, понимать, куда идет кино, как развивается, чтобы не изобретать велосипед.

    Болит душа, как сложится их судьба в кинематографе, будут ли снимать кино, которое увидит зритель?

    Константин Лопушанский: Естественно, болит. Но мои выпускники все-таки в основном  работают, востребованы: Леонид Пляскин, Николай Борц, Петр Амелин, Игорь Нурисламов  снимают телефильмы, сериалы, их показывают на ведущих каналах страны. Причем у каждого из них уже почти по десять работ. У Ильи Северова был недавно дебют полнометражной картины на "Ленфильме". Состоялся кинодебют и у Евгения Татарова, он очень ярко заявил себя короткометражкой "Нарисованная птица" - она была в Каннах, в программе дебютных фильмов. Возможно, состоится в ближайший год и полнометражный дебют  Михаила Марескина, очень необычного, на мой взгляд, режиссера. Кинорежиссер - такая профессия, что не все сразу находят в ней свое место. Но эти ребята нашли, и я очень рад этому, как мастер.

    Согласны с тем, что российский кинематограф обмельчал?

    Константин Лопушанский: Я не стал бы морализировать на эту тему. В искусстве всегда всё движется методом волны, колебания маятника. Качнулось влево, качнется вправо. Времена разные. В этот год, кажется, обмельчал, в следующий, наоборот, будет богатый урожай.  Такой процесс. Мне кажется, к этому надо спокойно относиться, анализировать ситуацию, пытаясь понять, в чем причина. Недостаток финансирования - одна из причин. Небольшое количество фильмов - могло бы быть больше, было бы из чего выбирать.

    Справедливо ли, что успех фильма измеряется у нас доходами в прокате?

    Константин Лопушанский: Доходы - важный критерий, но только в том случае, когда речь идет о жанровом кино. И, кстати,  выручка во многом зависит от того, сколько денег вложено в так называемую раскрутку. Если в бюджете на нее заложена большая сумма, то будет, разумеется, хороший прокат. Другое дело - снят прекрасный фильм, но нет денег на его продвижение, и тогда прокат будет, увы, незначительным. При всех достоинствах фильма. Бывает, конечно, по-разному - у каждого фильма своя судьба, случаются исключения из правил… Мы с Андреем Сигле сталкивались с этим. Он вкладывает свои деньги, и дай бог, чтобы их хватило на кино. На продвижение в бюджете денег нет, а значит… Благодаря критикам, фестивалям, твоя картина становится  известна. Но основная публика следит за афишами и рекламой, а не за фестивалями.

    У американцев, к слову, на продвижение идет примерно столько же денег, сколько на фильм. Представьте, какие это суммы! Поэтому наша оценочная позиция несправедлива, тут много несовершенного, недоработанного, требующего переосмысления. Мне кажется, правильные мысли от этом у Карена Шахназарова - какой должна быть система кинопроизводства, какие изменения нужны.

    Сейчас киносообщество обсуждает вопрос о повышении стоимости прокатного удостоверения для выходящих на наши экраны фильмов до 5 миллионов рублей. (Раньше, для того чтобы выйти в прокат, нужно было заплатить 3500 рублей - "РГ"). Кинематографисты считают, что подобная мера приведет к тому, что независимое и авторское кино будут потеряны для российского проката.

    Константин Лопушанский: Действительно, это так. Такое нововведение поставит в тяжелейшую ситуацию производство серьезных авторских фильмов, да и вообще всех отечественных фильмов, за исключением блокбастеров. Беру для примера наше с Андреем Сигле кино. Бюджет рассчитан, что называется, до копейки (у нас еще будут и западные партнеры), и тут продюсер должен взять и вынуть из него 5 миллионов. Производство лишается значительной суммы. При наших минимальных бюджетах - кто это сможет сделать? Возьмите французскую модель, там не душат свое национальное кино, там ему помогают. Почему нельзя перенять такого рода модель - не понятно.

    Недавно у вас был юбилей. Как отметили?

    Константин Лопушанский: В кругу семьи, в приятной атмосфере. "Работал" оператором телефонной станции: огромное количество людей с утра до ночи звонили, поздравляли. Приятно было пообщаться. Тем более с теми, с кем не виделись много лет.

    В  нашем петербургском киноцентре "Родина" прошла ретроспектива моих фильмов. Это был пленочный показ, что в наше время большая редкость. Меня порадовало хорошее качество и то, что зал все время был полный, 80 процентов - молодежь, студенты. Значит, им интересно такое направление в искусстве, которое я представляю. Не хотелось бы столкнуться с ситуацией, когда  зрителей становится все меньше и меньше… В "Авроре", кстати, тоже показали отреставрированную копию "Русской симфонии" - и снова полный зал. Это мои маленькие юбилейные  радости. Приятно было, что и Берлинский кинофестиваль провел специальный юбилейный показ "Писем мертвого человека" в этом году, в честь  30-летия выхода фильма на экран. Странно, конечно, что этого не сделали российские фестивали, ну да ладно, не вспомнили и не вспомнили. Бывает. Если уж что и удивило меня, так это киностудия  "Ленфильм", на которой я проработал более 37 лет и в штате которой состою до сего дня. Не вспомнили. Даже открытки не послали. Не вспомнил и Союз кинематографистов (Санкт-Петербургское отделение).

    По каналу "Культура" в программе "Острова" был  фильм о вас, вы смотрели?

    Константин Лопушанский: Смотрел. Интересно было увидеть себя со стороны. Тем более что в фильме много неожиданного для меня материала из моего музыкантского прошлого, из периода обучения на Высших режиссерских курсах в Москве. За это отдельное спасибо автору.

    А потом показали мой фильм "Письма мертвого человека", который был в 1987 году в Каннах, прошел по всему миру. И тут я испытал сильнейший удар! Немыслимое качество, просто за гранью приличий… Мы столько времени работали над цветовой гаммой картины, она там разная, сложная: снимали на черно-белую пленку, потом тонировали, создавали цвета, это часть произведения. А тут серая размытая масса… После этого у меня звонков было больше, чем поздравлений с юбилеем. В интернете копии в сто раз лучше, можно посмотреть, можно скачать, что и делают мои студенты. Дважды выпускали DVD. Кстати, на Берлинском кинофестивале была показана   прекрасная копия. А тут такое невообразимо плохое качество… Почему? Казалось бы, канал "Культура", отдушина для творческой интеллигенции, масса замечательных программ!

    Картина снималась на "Ленфильме". Как ее приняли ленфильмовцы?

    Константин Лопушанский: Это было тяжелое время для такого рода фильмов. Снимали мы в 1985 году. Жесткая цензура. Земля уже начала колебаться под ногами чиновников от культуры, но еще не до такой степени, чтобы позволить снимать фильм о ядерной катастрофе, причем не понятно, где происходит действие фильма, в какой стране, и откровенно религиозный финал. Картину закрывали. Я снимал ее почти год, что немыслимо. Приходилось крутиться, в чем-то обманывать…Мощную поддержку фильму оказало Первое творческое объединение и его мастера -  Алексей Герман, Семен Аранович, а также Ролан Быков, снимавшийся в "Письмах…". За это низкий поклон им. Я об этом никогда не забываю. В 1986 году произошел Чернобыль, авария, повергшая в ужас всю планету. Мне рассказали, что в Госкино сомневались, выпускать ли фильм, "убить" или оставить живым режиссера за такое безобразие, и отправили фильм Горбачеву. Говорят, Михаил Сергеевич посмотрел фильм и сразу позвонил Ермашу, председателю Госкино: "Наконец-то вы перестроились, Филипп Тимофеевич, поняли, что такое новое мышление, какая это угроза - ядерная  зима…". Сразу последовал приказ Ермаша: две тысячи копий и всесоюзная премьера. Я думал, что это "байка", однако в 2006 году, когда мы встречались с Михаилом Сергеевичем на съемках "Гадких лебедей", он подтвердил эту историю.

    К слову

    - Расскажите о своих корнях. Что вы переняли от родителей?

    - По отцовской линии у нас в семье были священники и военные. Мой дедушка, Тимофей Петрович Лопушанский, был священником. Его расстреляли в 1938 году. Мама - доктор филологических наук, была одним из ведущих специалистов по старославянскому языку. Я знал этот язык, читал в детстве "Слово о полку Игореве". Воспитывали правильно. Человек должен знать культуру своей страны, корни. С детства меня учили музыке. Окончил консерваторию по классу скрипки. Потом  увлекся литературой, стал писать. Постепенно дошел до кинорежиссуры. Наверное, это типичный путь режиссера. А все остальное обо мне - на экране…

    Справка "РГ"

    Константин Лопушанский - автор фильмов "Соло", "Письма мертвого человека", "Посетитель музея", "Русская симфония", "Конец века", "Гадкие лебеди", "Роль".

    Призер более тридцати международных кинофестивалей, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1987), кандидат искусствоведения,  народный артист  Российской Федерации. Лауреат премии ФИПРЕССИ, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы и искусства за создание фильма "Гадкие лебеди" по повести братьев Стругацких (2007), премии "Ника" (фильм "Роль", 2014), премии имени Андрея Тарковского  "За выдающийся вклад в мировое киноискусство" (2014).

    Член  Европейской  Киноакадемии (EFA). Действительный член (академик) Российской Академии кинематографических искусств "Ника", академик Национальной Академии кинематографических искусств и наук России.

    Поделиться