Правительственный проект поправок об этом Госдума может принять в первом чтении в среду. Минфин хочет отказаться от пополнения ФНБ в будущем, а после ожидаемого в 2018 году исчерпания Резервного фонда - тратить свободные средства ФНБ на финансирование бюджетного дефицита, "пропуская" их через Резервный фонд. Фактически инициатива подразумевает упразднение ФНБ через несколько лет.
За два года из Резервного фонда было потрачено почти 4 триллиона рублей, сейчас в нем остается 987,3 миллиарда. Он был бы уже полностью исчерпан, если бы в первой половине этого года цены на нефть не оказались выше предполагавшихся 40 долларов. В ФНБ на 1 июля в пять раз больше - 4,9 триллиона рублей, но около трети раскассировано по инфраструктурным проектам.
При разделении Стабилизационного фонда в 2008 году ФНБ мыслился как фонд будущих поколений - накопленные в нем сверхдоходы от нефти должны были стать "страховкой" пенсионной системы. После кризиса 2008-2009 годов идея сбережений ради будущих поколений была забыта, но ФНБ остался существовать в том же виде в наследство от прежней концепции.
Бюджет должен иметь запас прочности на случай нового обвала нефтяных цен, поддерживает идею минфина руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Фактическое объединение двух фондов - единственный способ обеспечить сейчас такую защиту. Кроме того, наличие "подушки безопасности" укрепляет доверие инвесторов к экономике.
Идею подвергла критике Счетная палата, опасающаяся, что пенсионная система остается без страховки. Однако после повышения пенсий почти в полтора раза в 2010 году и на фоне старения населения проблемы пенсионной системы приобрели такой размах, что уже не могут быть решены за счет ликвидных средств ФНБ, для этого в любом случае придется проводить пенсионную реформу, считает Евсей Гурвич.