Этот тезис он подтвердил цифрами: в прошлом году в России на временную работу было трудоустроено 588 тысяч подростков, годом ранее, в 2015 году - 610 тысяч, а еще раньше, в 2014 году - 674,5 тысячи. При этом в столице, например, молодых людей, официально нашедших себе временное место через службы занятости, в прошлом году было впятеро меньше, чем в соседней Московской области.
Тенденцию он объяснил тем, что предприятия стали брать тинейджеров на работу напрямую, а не через службы занятости. И часто делают это неофициально и с нарушением прав юношей и девушек. Берут без оформления договора и трудовой книжки, бывает, что ставят на вредные или опасные работы, что запрещено законом. В результате дети иногда даже становятся жертвами несчастных случаев на производстве.
Также для молодых людей предлагается очень мало вариантов вакансий, отметил Кирсанов. В основном их приглашают на работы по озеленению, подсобными рабочими, для помощи ветеранам, им предлагается участие в общественно значимых проектах.
Работодателей можно понять, отмечают эксперты. Подросток для трудоустройства должен предоставить множество справок, пройти медицинскую комиссию, оплачивать которую часто приходится работодателям (хотя подросток после этого работает один-два месяца, и эти расходы не окупаются). Кроме того, школьники должны работать более короткое время, например, в возрасте от 14 до 15 лет - четыре часа в день, с 15 до 16 лет - пять часов, с 16 до 18 лет - семь часов.
По словам члена генерального совета "Деловой России" Дмитрия Чухланцева, в советские времена он сам в детстве работал на заводе и получал весьма неплохую зарплату (120 рублей), но если бы на его месте трудился готовый специалист, взрослый человек, эффективность работы была бы намного выше. И сейчас, когда каждое предприятие заботится о получении прибыли, делать такие широкие жесты в сторону подростков просто не каждому по карману.
Как ранее отмечал старший научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Виктор Иванов, 80 процентов работающих в России детей трудятся нелегально. При этом пытаются подрабатывать в свободное от учебы время каждый второй школьник и две трети учащихся профессиональных учебных заведений. А каждый шестой ребенок (16 процентов) начал трудовую деятельность будучи моложе 14 лет , хотя закон позволяет начинать работать только с этого возраста.