- Я ничего не имею против традиционного обучения. Я и сама училась в школе, - говорит Елена Татаренко. - Первый класс мы отучились, как все. Вначале дети с большим желанием шли в школу. Они были хорошо подготовлены, умели бегло читать.
Однако довольно быстро запал прошел. Особенно, когда выяснилось, что второклассники будут учиться во вторую смену. Поэтому детям пришлось отказаться от кружков и секций, от бассейна и робототехники. Но основной причиной, почему мама решила сама заняться образованием детей, стало то, что у них угас интерес к учебе, да и оценки стали в целом хуже.
- В классах по 30 человек, разумеется, всех опросить учителю невозможно. Ребенок тянет руку - его не спрашивают. А ведь для него очень важна похвала, признание. В другой раз он уже может и не проявлять активности. А потом и вовсе перестанет учить, все равно же не спросят, - рассказывает Елена. - Я с первого класса слушала их жалобы, что их не спросили на уроке. Техника чтения у всех отличная. Всестороннее развитие прекрасное, отмечают учителя. К педагогу, кстати, претензий нет, претензии к самой системе.
Узнав о возможности перевести детей на семейное образование (не путать с домашним, когда на дом к больному ребенку ходят учителя), родители обратились с заявлением в школу. Там попытались отговорить: мол, не справитесь, зачем вам это нужно? Однако Елена, закончившая школу с серебряной медалью и вуз с красным дипломом, чувствовала в себе силы.
- Конечно, я волновалась, смогу ли преподать детям школьную программу. Теперь убедилась - могу! - говорит Елена. - Когда они станут постарше, мне чаще придется обращаться к методической литературе, а возможно, и нанимать репетиторов. Но пока справляюсь.
В семейной школе нет звонков, четкого расписания и домашних заданий. Форма и портфели, на закупку которых приходилось тратить до 30 тысяч рублей на троих, им не нужны. График занятий составляет сама мама. "Если вижу, что какую-то тему не усвоили, останавливаюсь на ней подольше, если поняли и запомнили, движемся дальше, - делится опытом Елена. - Конечно, я волновалась перед аттестацией. Но год мы закончили на "хорошо" и "отлично", - говорит мама.
Тем временем
В Ростове прошел первый фестиваль семейного обучения "Учение как приключение" для семей, чьи дети находятся на семейном образовании. Его организатором выступила мама двоих детей и лидер Центра поддержки семейного воспитания "Свирель" Ирина Козинченко. Фестиваль собрал десятки семей со всего Юга России.
Родители, занимающиеся самостоятельно образованием своих чад, делились опытом друг с другом. А еще семьи договорились устраивать совместные мероприятия для детей, экскурсии, праздники. Ведь не у всех, как у Татаренко, мини-класс. Некоторые дети обучаются строго индивидуально.
- Семейное образование - это хороший способ обучения для детей с психологическими проблемами, а также для тех, кто упор делает на профессиональные занятия физической культурой или искусством, - отметила Ирина Козинченко.
Инна Галицына, практикующий психолог:
- Современная школа не дает качественных знаний, но она учит детей общаться друг с другом и находить общий язык со взрослыми. Переход на семейное образование - это не проблема ребенка, а проблема родителей, у которых есть свои страхи: "научат плохому", "заболеет", "может обидеть учитель", "будут издеваться". Отсутствие жизни в коллективе в детстве может быть чревато проблемами в будущем, в том числе в личной жизни. Их оберегают от плохого, но они теряют хорошее: не знают, что такое взаимопомощь, выручка, первая влюбленность. И все же иногда семейное образование может быть оправдано. Например, если у ребенка есть дело жизни.
Ирина Жамгоцева, директор школы N 77 Ростова-на-Дону:
- На семейном образовании у нас сегодня шесть детей из полутора тысяч. Но я противник такого вида обучения. Ребенок должен социализироваться в обществе, но как это сделать, сидя дома? С одной стороны, родители молодцы, что занимаются с детьми. Но все же мама есть мама и она не может объективно оценить знания ребенка. Как показывает практика, зачастую дети не подтверждают отметку, выставленную матерью. Рано или поздно он окажется в коллективе, и ему будет сложно адаптироваться. Считаю, что обучаться в семье в первом-втором классах еще можно. Но с третьего уже добавляется второй иностранный язык, активная внеурочная деятельность. Вряд ли родители сами способны дать знания по этим предметам.
Ирина Прокш, завуч школы N 43 Ростова-на-Дону:
- У нас активно растет интерес к семейному образованию. В начале прошлого года в школе числилось 18 "семейников", теперь их 26. Причем четверо ребят из выпускных классов. Согласно законодательству они имеют право на одну консультацию с педагогами в год, перед сдачей аттестации. Радует, что такие ученики показывают стабильные результаты: девятиклассник сдал ГИА по русскому языку, математике, химии и информатике на "отлично", 89 баллов на ЕГЭ по русскому набрал 11-классник. Было бы прекрасно, если бы на законодательном уровне приняли решение о компенсации родителям за семейное образование. А чтобы не было мошенников, право начисления денег можно было бы возложить на муниципалитет, специалисты которого контролировали бы данные семьи.