Об этом "наследии", оставшемся ярославцам от эпохи индустриализации, "РГ" писала еще в 2005 году. Вопрос о пропитавшем землю канцерогене и до того, и после периодически поднимался на разных уровнях власти, но с девяностых годов дальше сотрясения воздуха дело не шло: вспомнит кто-нибудь из начальства или СМИ о гадости, отравляющей волжские воды, в местной прессе выйдут страшные статьи - и опять тишина.
Один из немногих ярославцев, знающих о проблеме "от и до" и не перестающих о ней напоминать, - бывший заведующий лабораторией сажевого сырья ОАО НИИ "Техуглерод" кандидат технических наук Сергей Капустин. Институт, когда-то насчитывавший больше тысячи сотрудников, занимался проблемами производства и применения технического углерода (сажи) и частично располагался на территории бывшего Ярославского сажевого завода, для которого как раз и поставлялось сырье, содержащее полициклический ароматический углеводород и из-за своего зеленоватого отблеска прозванное "зеленым маслом".
Причем поставлялся с начала 1930-х годов, когда одновременно с шинным заводом в Ярославле возвели заводы синтетического каучука и сажевый, производившие два основных компонента покрышек - каучук и сажу. В годы первых пятилеток и к людям, и к природе относились без особого трепета, а потому "емкости" для нефтепродукта, из которого делалась сажа, выкопали прямо в земле на берегу Волги. Всего было вырыто три пруда 70 на 40 метров каждый. Стенки их обмазали глиной - на том вся защита окружающей среды от яда и закончилась.
С тех пор в Ярославль регулярно стали приходить баржи с "зеленым маслом". Насосом нефтепродукт перекачивался в пруды, а оттуда уже на расположенный тут же, на волжском берегу, завод: в отличие от экологических рисков логистика здесь была продумана идеально.
Ликвидировать опасные пруды было решено лишь в конце 1950-х годов. Сергей Капустин рассказывает, что содержимое прудов тогда откачали в несколько наземных металлических резервуаров емкостью две тысячи тонн каждый, а сами пруды засыпали. Да только от проблем это не избавило: за десятилетия в почву просочилось столько опасной полициклической ароматики, что она начала… всплывать на поверхности Волги.
- Да вон это "зеленое масло", смотрите, - показывает на воду у берега Сергей Михайлович. А на ней и правда, словно ниоткуда, с периодичностью в десяток секунд то там, то тут возникают и расплываются радужные пятна. Перед глазами словно маленький фейерверк - только не в воздухе, а на воде. Дополняет картину какой-то лакокрасочно-едкий запах - такой теперь "аромат" источает эта прибрежная земля. На которой, несмотря ни на что, рыбаки сидят с удочками, а взрослые гуляют с детьми…
В 1970-е годы, сообщил Капустин, на месте бывших прудов были проведены первые геологические изыскания. Специалисты тогда определили, что на территории примерно в четыре гектара находится около шести тысяч тонн смешанного с землей "зеленого масла". Чтобы остановить его миграцию с паводковыми и грунтовыми водами в сторону Волги, тогда было решено построить вдоль берега дренажную канаву длиной больше 1200 метров.
Сделали ее шестиметровой глубины и 2,5-метровой ширины, внизу выложили бетонными плитами, а для наблюдения за состоянием дренажа построили два десятка ревизионных колодцев. Предполагалось, что сооружение будет перехватывать и аккумулировать потоки "зеленого масла", которое планировалось отсюда выкачивать и снова отправлять на предприятие. Однако вскоре сажевый завод закрыли, и дренажная система осталась, по сути, без призора. Для отопления своих помещений качали из коллектора "масло" только сотрудники НИИ, еще остававшегося на площадке бывшего завода. Но потом и у них нужда в масле пропала - помещения подключили к газу.
Снова вспомнили о канцерогенной части правого волжского берега в конце восьмидесятых. Городские власти пригласили в Ярославль геологическую экспедицию из Александрова, ее специалисты провели масштабные изыскания и пришли к выводу, что под землей застряло не шесть, а шестнадцать тысяч тонн "зеленого масла", причем нефтепродукт ушел на глубину до 60 метров. Из чего следовало, что шестиметровая дренажная система для защиты Волги от опасного нефтепродукта - все равно что пластырь для онкологического больного.
Вскоре после этих исследований грянули девяностые, то есть никаких последствий со знаком плюс для ярославской экологии изыскания не имели. Были попытки навязать контроль за дренажной системой компании, расположенной возле бывшего сажевого завода, но предприятие не пожелало отвечать за чужой сомнительный актив, и канава с "зеленым маслом" и водой опять осталась бесхозной.
В начале 2000-х во время строительства Юбилейного моста через Волгу, место для которого выбрали, как назло, именно на территории залегания "зеленого масла", при земляных работах на поверхность одномоментно вылилось около двухсот литров нефтепродукта. Было много шума, скандал, и власти тогда обязали "Водоканал" построить рядом с коллектором насосную станцию для откачки из него воды. Она и сегодня исправно работает: вода из дренажной системы идет на городские очистные сооружения, но плавающее сверху "масло" (оно легче воды) так и остается пока в бетонной трубе.
- Последний раз я мерил уровень "масла" в дренажной системе несколько недель назад, - продолжает Сергей Капустин. - У меня есть специальный прибор, который показывает, сколько там воды, а сколько "масла". Так вот последнего там - 25 сантиметров. То есть, по самым скромным подсчетам, в дренажной системе скопилось 30 тонн нефтепродукта. А в некоторых местах эта канава, тоже, конечно, негерметичная, проходит всего в 70 метрах от Волги.
По мнению ученого, неприятная особенность "зеленого масла" состоит в том, что оно очень плохо перерабатывается бактериями, поскольку это не первичный природный продукт, а искусственно созданный, прошедший крекинг и видоизмененный. Продуктами этого класса, например, пропитывают шпалы, чтобы те не гнили.
Что с этим сырьем для производства сажи происходит в земле, как и куда оно движется, точно никто не знает. По мнению специалистов, в процессе естественной фильтрации оно разделяется на легкие и тяжелые фракции, и если они попадают в реку, легкие всплывают, а тяжелые оседают на дне и переносятся течением. Рыбаки не раз рассказывали, что вытаскивали здесь сети, наполненные чем-то темным и маслянистым. Да и неестественно черные камни на берегу, раскрашенные явно не граффити, говорят о том же. При строительстве моста по обе стороны от опор в грунт были забиты 20-метровые шпунты, частично загородившие масляные стоки, но на границе железа и бетона с "живым" берегом радужные круги на воде неизменно продолжают появляться. Этому, говорят экологи, способствует и постоянная небольшая вибрация моста. И, конечно, осадки - в сухую погоду кругов на воде намного меньше. А ведь всего в двух километрах вниз по течению находится ярославский водозабор… Сергей Капустин признается, что как только серьезно занялся проблемой промасленной земли, сразу поставил на воду у себя дома хороший угольный фильтр.
Немцы, которых однажды хотели пригласить для очистки зараженного грунта, оценили работы… в стоимость моста. А потому проблема просто замалчивалась. Новые власти региона и города как будто взялись за нее всерьез. Хорошо уже даже то, что смотровые колодцы дренажной системы, много лет стоявшие без крышек, украденных охотниками за металлом, наконец закрыли бетонными плитами. Просто счастье, что ни в один из них за все это время никто не упал.
По сведениям из компетентных источников, вроде бы даже найдены уже инвестор и технология, позволяющая очистить грунт без его выемки. Но пока вслух об этом предпочитают не говорить - рано. Подождем - дольше ждали…
Юрий Фирсов, директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области:
- В правительство Российской Федерации от имени губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова направлено письмо о включении региона в федеральные программы для решения проблем накопленного экологического ущерба прошлых лет с выделением из федерального бюджета необходимых финансовых средств. Совместно с мэрией Ярославля разработана "дорожная карта" по решению проблемы утилизации "зеленого масла". Подготовлено техническое задание на проведение геолого-изыскательских работ для оценки степени загрязнения грунтов, подземных и поверхностных вод нефтепродуктами: материалы ранее проведенных исследований устарели и требуют корректировки. После этого будет выбрана технология обезвреживания грунтов и минимизации ущерба для окружающей среды. Сейчас рассматривается вопрос об определении источников финансирования изысканий. В частности, этот объект вошел в перечень мероприятий федерального проекта "Чистая Волга", инициированного нашим регионом: паспорт проекта на днях утвердил президиум совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Лидия Байкова, председатель ярославской областной общественной организации "Зеленая ветвь":
- Надо говорить не только о "масле". Нам надо обязательно исследовать весь ярославский правый берег Волги, потому что у нас там "Лакокраска", территория бывшего сажевого завода, шинный завод, "Красный маяк" и так далее. За время деятельности всех этих предприятий экологии мог быть нанесен огромный ущерб.