Тысячи костромичей и водителей транзитного транспорта, следующего по маршруту Москва - Кострома - Киров - Пермь, с опаской ожидают начала ремонта единственного моста через Волгу в Костроме. На границах Костромской, Ярославской, Кировской, Ивановской и Нижегородской областей уже в июне появились предупреждающие аншлаги о том, что с июля проезд фур через костромской мост в дневное время будет запрещен, поэтому водителям необходимо искать пути объезда. Ближайший из них находится в Кинешме Ивановской области.
Во время капитального ремонта моста перекрытие двух из четырех имеющихся полос переправы, уже работающей с перегрузкой, по прогнозам властей, может спровоцировать транспортный коллапс. Вот почему задолго до объявления конкурса на выполнение работ в мэрии начали разрабатывать альтернативные способы переправы через реку.
Как рассказал журналистам глава горадминистрации Костромы Виктор Емец, власти договорились с РЖД о пуске внутригородской электрички вместимостью 700 человек, которая будет перевозить пассажиров с железнодорожного вокзала в Малышково. По мнению властей, переправа через Волгу на электричке будет самой быстрой и удобной: по времени она займет около шести минут, а стоить будет 17 рублей. Единственное неудобство заключается в том, что в заволжском направлении поезда будут ходить четырежды в день, а назад - только трижды.
Самым интересным для горожан оказалось предложение о пуске через Волгу бесплатного теплохода "Москва" вместимостью 270 человек. Однако неудобство состоит в том, что речную переправу удалось организовать только утром и вечером в часы пик, в дневное же время теплоход продолжит возить пассажиров по привычному маршруту до Борщина и Садов. Узнав об этом, многие костромичи решили наладить лодочную речную переправу своими силами, как это было до появления моста, построенного в 1970 году.
На первый взгляд вхождение в бизнес по перевозке людей с одного берега Волги на другой показалось не таким уж сложным. Главное - подобрать подходящий транспорт.
Самым дешевым плавсредством, которое мне удалось найти на сайте бесплатных объявлений, оказалась старая деревянная весельная лодка за пять тысяч рублей. Компанию ей составили две надувные резиновые посудины за семь и восемь тысяч соответственно. Цены на подержанные лодки с моторами начинаются от 100 тысяч рублей, отдельно моторы стоят от 60 до 180 тысяч, гидроциклы - от 300 тысяч, катера - в среднем от полумиллиона до 4,5 миллиона рублей. За 2,5-4 миллиона в разделе предложений нашлось сразу несколько теплоходов, возивших пассажиров с 1960-х годов. Все, судя по заверениям продавцов, - в исправном, рабочем состоянии.
В МЧС уточнили, что управление любым маломерным судном, будь то моторная лодка, катер до 12 мест или гидроцикл, допускается только при наличии регистрации и удостоверения. Пошлина за государственную регистрацию в реестре, в зависимости от типа судна, составляет от одной до шести тысяч рублей. Пошлина за удостоверение на право управления маломерным судном - 1300 рублей, но для получения документа необходимо пройти обучение и сдать экзамен. Подготовку все кандидаты проходят самостоятельно - по правилам, опубликованным в Интернете. Экзамены проходят каждую среду.
Воодушевившись видимой простотой процесса, я обратилась в ГИМС. Судя по ответам дежурного специалиста, мое обращение оказалось далеко не первым. И столь массовому интересу горожан к водным перевозкам в инспекции явно не очень обрадовались.
- Вы собираетесь заниматься перевозкой пассажиров?
- Да, интересно было бы узнать, как все это организовать на время ремонта моста. Спрос на услугу наверняка будет.
- За такое дело лучше не браться, мой вам совет. Лето очень ветреное, волна высокая, ответственность за перевозку пассажиров большая. Мы примем все меры, чтобы суда, которые занимаются перевозкой, отвечали всем требованиям.
- А что для этого надо?
- Разрешения на коммерческие перевозки пассажиров выдаем не мы, а речной регистр. Для этого вам необходимо обращаться не в Кострому, а в Нижний Новгород. Здесь же, на месте, инспекторы будут дотошно следить, чтобы все суда отвечали предъявляемым требованиям. В Костроме таких судов очень мало. А на "Казанке" или "Прогрессе" людей на другой берег перевозить - это не дело, и транспортная прокуратура нас в этом вопросе поддерживает, - резюмировали в инспекции.
Из разговора с сотрудниками ГИМС стало понятно, что в отличие от увеселительных прогулок на личной моторной лодке или катере бизнес по коммерческой перевозке пассажиров по реке - дело хлопотное и серьезное. И заниматься им без свидетельства частного предпринимателя и специальной лицензии по закону нельзя.
Для получения лицензии, помимо учредительных документов фирмы и данных о постановке на учет в налоговом органе, соискатели обязаны предоставить копии документов о высшем профессиональном образовании и стаже работы сотрудника, ответственного за перевозки пассажиров, документы о его профессиональной аттестации, свидетельство о годности судна к плаванию, документ о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации (пошлина за это оплачивается отдельно), копию плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и множество других бумаг.
Заявку на лицензию на перевозки пассажиров водным транспортом можно подать через портал госуслуг. Но если стоимость документа оказалась вполне "подъемной" - 7500 рублей, то сообщение о сроках рассмотрения заявки меня сильно разочаровало. Выяснилось, что оформление документа занимает аж 45 рабочих дней. Выходит, что если подать заявку в июле, то получить заветную бумагу удастся только в сентябре, когда сроки навигации в средней полосе России уже будут подходить к концу. В таком случае не стоит и начинать.
Впрочем, в мэрии говорят, что ремонт костромского моста продлится два года. Если подготовку заветной "паромной эпопеи" начать в январе, то к началу следующего сезона есть шанс успеть к лету.