04.07.2017 18:59
    Поделиться

    Блюзмены разных стран научат петербуржцев музыкальному эсперанто

    В саду дворца Юсуповых 8-9 июля состоится XIII Санкт-Петербургский международный фольклорный блюзовый фестиваль "Дельта Невы". Его основатель и бессменный художественный руководитель - музыкант и продюсер Сергей Некрасов. Сегодня он ответил на вопросы "РГ".

    В Петербурге проходит достаточно много джазовых фестивалей. Объясните, Сергей, зачем понадобился еще специализированный блюзовый?

    Сергей Некрасов: Блюзовых фестивалей в мире ежегодно проводится больше сотни. Это не  случайно, потому что блюзовая музыка, которая родилась в 1903 году, когда Уильям Хэнди впервые обозначил этим термином в своей книге "Дом блюза" песни американских негров, имеет нечто очень близкое человеческой душе на любых континентах.

    Блюз - это такое эсперанто ХХ века. Когда-то функцию показать прелесть народной музыки другим этносам выполняла классическая музыка. Классика, при всей своей универсальности, основывалась на народной музыке.

    До ХХ века ни один жанр и стиль на роль такого всеобщего (и современного!) переводчика не мог претендовать. После появления блюза такое стало возможным. Блюз - удивительный жанр, он имеет общие корни со всей фольклорной музыкой мира. Плюс импровизационность: в классической музыке ее нет. А в блюзе - это одна из основополагающих вещей, позволяющих создавать произведение прямо на ходу, здесь и сейчас.

    От соединения блюза с другими музыкальными направлениями фольклора разных стран возникли регги, босанова, рок-н-ролл. Из новейших примеров - рэп.

    Само слово "блюз" переводится как тоска, печаль. Но оказывается, что основная тональность блюзовых композиций - вовсе не минор, а мажор?

    Сергей Некрасов: Представление, что блюз - это такая "кислятина" - ошибка. Универсальная музыка. Из блюза родился джаз, он -  ребенок блюза.

    В своих интервью вы не раз приводили примеры всем известных российских песен, про которые мы и не знали, что это - блюз. Например, "Темная ночь"  в исполнении Марка Бернеса или "Спят усталые игрушки"… А можете найти общую семантику, например, у афроамериканского блюза и русских народных "страданий"?

    Сергей Некрасов: Давайте посмотрим, какие цели и задачи ставит перед собой человек в жизни? Найти свою любовь, найти свою профессию, стать счастливым. А в жизни ведь существуют не только проблемы, но и праздники, и радости. Народная музыка отражает жизнь народа. Блюз - не исключение. Мы находим в нем и ту радость, и ту печаль, что составляет содержание жизни. Вот как вы думаете, в чем смысл музыки? Музыка вообще зачем?

    Чтобы душу выразить.

    Сергей Некрасов: Да ну, бросьте! Смысл музыки в том, чтобы украшать и облегчать жизнь. Запишите это. Украшать и облегчать. Больше ничего. Это не мои слова, но точнее формулировки я не знаю.

    Тогда понятно, почему вам так близок блюз.

    Сергей Некрасов: Повторюсь: блюз - эсперанто современного мира. Думаю, фольклорно-этническая музыка каких-нибудь африканских племен совсем непонятна носителям других традиций. Но если мы ее облекаем в блюзовую форму - это становится уже общепланетарным достоянием. Вспомните хотя бы тех же "Билтз" - их слушали и в Австралии, и в России, и в Америке.

    Другое дело, что к нам в Россию блюз пришел поздно. Но и Джордж Гершвин (кстати, уроженец Санкт-Петербурга), и Сергей Рахманинов, и Игорь Стравинский - все были под впечатлением этой музыки. Истинно народная культура в СССР долгое время была задавлена. Отсюда появились все эти субкультурные явления: попса, городской шансон, цыганщина… Авторская песня. Но серьезная поэзия под незамысловатые три аккорда - это убого и бесперспективно.

    Но ведь блюз, насколько я понимаю, имеет вполне четкую музыкальную структуру...

    Сергей Некрасов: Блюз идет от внутреннего состояния человека. Блюз аутентичен душе. Если человек врет, пытаясь петь блюз -  это сразу видно.

    Если мы будем вычислять его только математически: здесь повышена пятая ступень, здесь 12-тактная основа - ничего не выйдет. Попугайничанье, тиражирование приемов ничего не дает. Блюз - это естественное продолжение жизни, самовыражение человека.

    Конечно, я мечтаю, чтобы появлялось больше русскоязычных песен в этом направлении.

    На фестивале "Дельта Невы" будет выступать группа с забавным названием - "Бабкины опыты". Это что, тоже попытка приблизить блюз к нашему исконному-народному?

    Сергей Некрасов: Название этой группы идет от псевдонима ее руководителя Виталия ("Бабки") Булатова. Он сам играет на аккордеоне и поет, группа позиционирует себя как "ансамбль народного блюза". Экспериментируют ребята, пытаются соединить блюз и русскую народную традицию. В Челябинске есть группа - "Друзья брата жениха". Заметили, какие смешные у всех названия? Без самоиронии и юмора блюза вообще не может быть.

    То есть ваш фестиваль будет еще и смешным?

    Сергей Некрасов: Нет, он у меня пафосный. Во-первых, это очень красиво. Сад Дворца Юсуповых, на фасаде дворца - сцена, зрители - на центральном газоне. Вообще в саду будут устроены чудесные мизансцены - там не будет рядов с местами для публики. Нет, зрители расположатся, где хотят: люди придут отдохнуть, провести замечательный уикенд. Да еще и под красивую музыку. Музыка будет звучать нон-стопом в течение шести часов каждый день - с 16:00 до 22:00.

    Знаю, что в этом году петербуржцы и гости города на фестивале "Дельта Невы" услышат более 50 зарубежных и российских исполнителей, в том числе - народного артиста России Давида Голощекина, Shanna Waterstown с группой The Boneshakers (США), Wolf Mail (Канада), Сross B Band (Беларусь), группы: Folkline, Reflection Duo, Accoustic Soul, Korni Travы, Blues Doctors и других. Однако приглашать именитых гостей - это ваша традиция. А в чем особенности именно этого фестиваля?

    Сергей Некрасов: В этом году у нас очень широкая география. Причем приедут не просто музыканты, а артисты, которые прилагают большие усилия, чтобы развивать блюзовое направление в регионах. Например, Тим Дорофеев устраивает блюзовый фестиваль в Архангельске, Сергей Шишкин - в Ярославле, Рауль Укареду - в Эстонии...

    Получается, "Дельта Невы" - это фестиваль фестивалей?

    Сергей Некрасов: Можно сказать, и так. Но главное, каждая группа, которая выступит у нас  - это уникальное событие, открытие.

    Поделиться