- Андрей Геннадиевич, оценка, которую получил инвестклимат от "тайного инвестора", оказалась невысокой. И это в ситуации, когда в республике выстроен механизм работы с инвесторами, который должен четко функционировать. Почему произошел сбой?
Андрей Мельников: Действительно, проверку мы прошли не с лучшим результатом. В этой ситуации два аспекта имеют принципиальное значение. Во-первых, нужно понимать, что программа была сделана для телевидения, поэтому все недоработки выставлены в наиболее ярком свете. Иначе зрителя не зацепишь. Во-вторых, благодаря визиту "тайного инвестора" мы посмотрели на свою работу со стороны и увидели ошибки, которые надо исправлять. Часть из них была выявлена нами самими в начале года, но этот визит стимулировал нас ускориться.
К примеру, инвестор отметил, что на портале РК, на сайте Корпорации развития РК (КРРК) и Центра инвестиций и регионального развития нет переключения языков, нет "горячей кнопки", позволяющей инвестору подать заявку. Проблема уже устранена, но это промежуточное решение. Мы проводим глубокую модернизацию наших инвестиционных сайтов. Сегодня Корпорация развития РК, основная организация, осуществляющая взаимодействие с инвестором, запустила полноценную двуязычную версию сайта. До 1 августа на сайте появится "горячая кнопка" для инвестора, горячая линия, интернет-приемная и мобильная версия сайта.
Мы изучили, как работают аналогичные ресурсы в других субъектах, и хотим взять успешный опыт на вооружение. Предусмотрен перевод портала на 10 иностранных языков, а также анкета для инвестора, которая поможет составить график посещения республики. Кроме того, хотим сделать так, чтобы у любого инвестора, который хочет найти партнеров в РК, была возможность авторизоваться на сайте и разместить свой проект сроком на шесть месяцев. Если за это время он не найдет партнеров, проект автоматически уйдет в архив, чтобы не перегружать сайт, на котором за последние несколько лет было размещено очень много инвестиционных предложений.
Но среди замечаний, которые высказаны в наш адрес, были и абсолютно несправедливые. Например, история с бизнес-инкубатором, который является пустышкой и находится "в чулане". Причем здесь республиканские власти? У нас нет подобной структуры. Если кто-то нашел в Интернете сайт никому не известной некоммерческой организации, мог бы элементарно проверить, что это за контора, а не выдвигать обвинения в плохой работе.
- Еще одна претензия "тайного инвестора" заключалась в том, что ни в минэкономразвития РК, ни в КРРК не ответили на заявку, оставленную им на сайте, и ему пришлось приложить определенные усилия, чтобы ответственные за работу с инвесторами встретились с ним...
Андрей Мельников: Здесь справедливая критика. Чтобы исправить ситуацию, мы купили современную телефонную станцию, ввели ежедневный и еженедельный журналы учета звонков, автоматизировали телефонные обращения, на сайте КРРК указаны личные телефоны генерального директора, руководителей департаментов. Разработан регламент сопровождения проектов на территории РК по принципу "одного окна". Сотрудники КРРК проходят обучение технике коммуникации, управления конфликтом, психологической устойчивости.
Также сейчас мы вводим институт персональных кураторов из представителей минэкономразвития РК, КРРК и Центра инвестиций и регионального развития, которые будут сопровождать инвестора на всех этапах с ответственными в профильных министерствах.
- Выросло ли с начала года количество участков СЭЗ и инвесторов, реализующих проекты в Крыму?
Андрей Мельников: С 1 января и до сегодняшнего дня заключено 220 договоров об условиях деятельности в СЭЗ. Статус участника СЭЗ получило 231 предприятие, которое планируют инвестировать в Крым более 16 миллиардов рублей инвестиций, в том числе капитальных вложений - 5,3 миллиарда.
Всего зарегистрировано 966 участников СЭЗ. В рамках заключенных договоров заявлено более 101 миллиарда рублей инвестиций. Реализация этих проектов предполагает создание свыше 34 тысяч новых рабочих мест.
Что касается реальных достижений, то участники СЭЗ в 2015 - 2016 году уже инвестировали в экономику республики более 17 миллиардов рублей, в том числе 12 миллиардов капитальных вложений, и создали свыше 13 тысяч новых рабочих мест.
- На минувшей неделе Госдума РФ приняла в третьем чтении закон о расширении СЭЗ Крыма и Севастополя на территориальное море. Какой эффект можно ожидать?
Андрей Мельников: Согласно 377-ФЗ свободной экономической зоной является территория Крыма и Севастополя, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности и применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Однако на сегодняшний день в СЭЗ не входят внутренние морские воды и территориальное море, в связи с чем участники СЭЗ не могут реализовать актуальные для Крыма проекты в сфере яхтенного туризма, морских грузо-пассажирских перевозок и рыболовства.
Изменения в 377-ФЗ дадут возможность осуществлять проекты в обозначенных сферах, в том числе с применением процедуры свободной таможенной зоны. Это создаст условия для привлечения дополнительных инвестиций в развитие Крыма и Севастополя и создания дополнительных рабочих мест.
- Минэкономразвития РК подготовило законопроект об инвестиционной политике в регионе. Когда он может быть принят и что даст инвесторам?
Андрей Мельников: Законопроект прошел предварительное обсуждение с представителями экспертного и предпринимательского сообщества РК. В начале июля мы внесем его в Госсовет РК, с тем чтобы на осенней сессии он был рассмотрен. Документ прописывает меры поддержки инвесторов для масштабных и приоритетных инвестиционных проектов. Масштабный инвестпроект предполагает инвестиции свыше 500 миллионов рублей. Приоритетный - от 100 миллионов рублей. С ними увязаны различные меры государственной поддержки. Объем инвестиций будет обсуждаться, возможно, еще изменится.
К тому же проект должен соответствовать стратегии социально-экономического развития РК, а его воплощение должно быть связано с увеличением налоговой базы (не менее пяти миллионов рублей для муниципального образования). Кроме того, инвестор должен вложить 20 процентов собственных средств. Мы сознательно убрали критерий увеличения числа занятых при реализации проектов, потому что хотим видеть в Крыму предприятия, которые повышают производительность труда и, соответственно, сокращают число рабочих мест.
Теперь о мерах поддержки: масштабные и приоритетные проекты, помимо льгот и преференций СЭЗ, смогут получить снижение тарифов на подключение к инженерным сетям. Также предусмотрено уменьшение арендной платы за земельный участок или освобождение от его уплаты до запуска производства. Законопроект предусматривает возможность получения земельных участков без торгов, движимого и недвижимого имущества без торгов, субсидий и госгарантий (на конкурсной основе), софинансирования со стороны государства при капитальных вложениях в создание инженерной инфраструктуры. Мы также выносим на обсуждение создание республиканского залогового фонда имущества (земли и недвижимости) для реализации необходимых Крыму инвестпроектов.
Кроме того, есть нормы социальной нагрузки инвесторов, в частности, условия трудоустройства местных жителей и закупки продукции у местных поставщиков. Минэкономразвития РК предлагает создать Фонд развития Республики Крым, куда инвестор будет перечислять определенные взносы. Благодаря им республика получит возможность финансировать те или иные социальные программы.
- Используется ли в Крыму такой инструмент привлечения инвестиций, как, например, концессия?
Андрей Мельников: Сфер, которые подходят для концессионных соглашений, в Крыму достаточно много, но, несмотря на это, таких соглашений непозволительно мало. Совместно с КРРК мы намерены запустить три небольших проекта по концессии на сумму 100 миллионов рублей. Какие именно, расскажем чуть позже. Главная задача сейчас - отработать механизм, понять, где есть узкие места, устранить проблемы и перейти к реализации масштабных проектов.
Кроме того, мы готовим порядок, который позволяет бюджетным учреждениям и ГУПам с согласия республики использовать для реализации инвестсоглашений находящиеся у них активы. Такой механизм работает на федеральном уровне, но в Крыму пока не применялся.
Наша задача выглядит достаточно понятно и просто: хотим сделать так, чтобы система работы с инвесторами была комфортной и понятной. Последовательно мы к идем к выполнению этой цели. С учетом всех сложностей и неравных условий по сравнению с другими субъектами РФ республика уже поднялась на 20 пунктов в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов и заняла 64-е место. Это говорит о том, что инвестклимат улучшается. Наши амбициозные планы - подняться в рейтинге еще на 20 пунктов, и для этого у нас есть все возможности.