Принято считать, что Кубок конфедераций - генеральная репетиция чемпионата мира. И этот турнир долгожданный не только для футболистов и болельщиков, но и организаторов, у которых была возможность проверить, как функционируют те или иные наработки, где что стоит подправить. До старта чемпионата мира-2018 другого такого шанса у них уже не будет.
Каждый матч Кубка конфедераций в среднем посетили чуть больше 39 тысяч болельщиков. Для справки: это третий показатель в истории турнира.
А ведь именно невысокая посещаемость - извечная проблема организаторов Кубка конфедераций. Были опасения по этой части и в России. Не секрет, что "Турнир чемпионов", как еще называют Кубок конфедераций, в отличие от того же чемпионата мира рассчитан больше на местных болельщиков, а не иностранных, которых на стадионах ожидалось не более пяти процентов.
Скептики полагали, что на некоторых матчах будут полупустые трибуны. Но они ошиблись: россияне любят ходить на футбол. И для этого необязательно, чтобы на поле была наша сборная или звезды калибра Криштиану Роналду. К примеру, ничем не примечательный матч группового этапа Камерун - Австралия в Санкт-Петербурге посетили 35 тысяч зрителей. Это очень солидный показатель.
Организаторы турнира позаботились о том, чтобы у болельщиков были практически идеальные условия во время турнира. В дни матчей при наличии паспорта болельщика (FAN ID) обладатели билетов могли бесплатно прокатиться не только на общественном транспорте, но и на поездах.
Специально к Кубку конфедераций министерство транспорта запланировало 262 дополнительных состава, курсирующих между четырьмя городами - организаторами турнира: Сочи, Санкт-Петербургом, Москвой и Казанью. В общей сложности они перевезли около 60 тысяч болельщиков.
- ФИФА положительно отреагировала на российскую инициативу по поводу бесплатного проезда болельщиков, - подчеркнул еще перед стартом турнира генеральный директор оргкомитета "Россия-2018" Алексей Сорокин. - Не все представители футбольного сообщества верили в то, что это можно осуществить. Но мы дали гарантии еще на заявочной стадии и справились с задачами. Теперь все крайне позитивно воспринимают эту инициативу. Она дает болельщикам возможность адекватно планировать свое путешествие, сэкономить.
Сувениры на Кубке конфедераций пользовались особым спросом. Фирменные майки, магниты, трещотки, матрешки - все это можно было купить не только на территории стадионов, где проходили матчи, но и в метро. К примеру, в столичном, где ради этого были открыты специальные магазины. За несколько часов до первого матча турнира в Москве между Чили и Камеруном я стал свидетелем того, как латиноамериканские болельщики чуть ли не за полчаса раскупили большую часть атрибутики на одной из станций в подземке. Особой популярностью пользовались матрешки с изображением футболистов, которые можно было купить в день встречи всего за 150 рублей.
Примерно за ту же сумму приобрести атрибутику можно было... у камерунских болельщиков. Перед каждой встречей с участием их любимой команды фанаты "неукротимых львов" разбивали напротив арены сувенирные лавки. Но продавали они не фирменные футболки с символикой Кубка конфедераций, а африканские браслеты, одежду и майки их сборной. "Мы так благодарны России за теплый прием, что готовы почти за бесплатно сделать ответные подарки", - поведал мне один из камерунцев перед встречей с Чили.
Что поразило всех без исключения участников Кубка конфедераций - гостеприимство и инфраструктура. Удивлены были даже немцы, которые привыкли к комфорту и первоклассной организации.
Отдельно победители Кубка конфедераций отметили Сочи, где они провели три матча. А капитан немецкой сборной Юлиан Дракслер написал открытое письмо, в котором выразил восхищение не только организацией турнира, но и всей нашей страной.
- Мы благодарны России за отличную организацию. Хотим поблагодарить всех сотрудников на стадионах, в отелях и аэропортах, всех волонтеров. И, конечно же, вас, российских фанатов футбола. После трех недель здесь мы можем сказать: Россия с блеском справилась со всеми задачами. Мы убедились в том, насколько велика ваша страна. В 48 раз крупнее нашей. И мы попытались внести свой вклад в российско-немецкие отношения за пределами четырех угловых флажков, - отметил Дракслер.