Такие предложения содержатся в опубликованном ЦБ консультативном докладе. Первые законопроекты по итогам его обсуждения будут внесены в Госдуму в весеннюю сессию.
Принцип приоритета экономического или фактического содержания над юридической формой позволит избежать многомиллиардных потерь кредиторов и вкладчиков в ходе банкротств. Сейчас без жестко регламентированных аргументов банковский надзор ничего не может сделать, даже если по косвенным признакам видит, что банк пользуется пробелом в законе или искусно его обходит.
Например, когда банк оформляется на "зицпредседателей", а его капитал формируется по длинной цепочке переводов, так что невозможно определить первоначальный источник этих средств; или когда банк выдает ссуду компании с запутанной структурой владения, которая маскирует контроль над ней собственников этого банка. Другая распространенная проблема - завышение цены активов и занижение стоимости обязательств. Банкиры постоянно изобретают новые схемы, а регулирование ЦБ на шаг отстает. В результате проблемные банки все равно лишают лицензии, но в их балансах уже зияют огромные "дыры", а активы выведены в надежное место.
После законодательного закрепления понятия мотивированного суждения Банк России получит право обязать банки доначислять резервы в случае выявления повышенного уровня рисков даже при отсутствии формальных признаков низкого качества активов и нарушений, отмечает ведущий эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Даниил Наметкин. В ряде случаев это позволит избежать отзыва лицензии, считает он.
Самый яркий пример, напоминает Наметкин, это ситуация с Татфондбанком. По оценкам Банка России, 65 процентов кредитного портфеля были связаны с бизнесом ключевого владельца банка, а основная часть заемщиков находилась в состоянии банкротства. В частности, банк кредитовал 29 компаний, которые проводили значительный объем операций внутри группы для вывода средств в офшорную компанию, чьим конечным бенефициаром был владелец банка. В результате к отзыву лицензии дыра в капитале банка составила 118 миллиардов рублей, а для его санации потребовалось бы 220-230 миллиардов заемных средств, что вынудило ЦБ отозвать лицензию. При этом в своей отчетности банк отражал высокие показатели качества кредитного портфеля.
Мотивированное суждение уже применяется Банком России при определении лиц, связанных с банком, и максимального размера риска на них, оценке резервов и залогов. Теперь этот институт планируется внедрить в оценку деловой репутации учредителей, бизнес-плана и источников происхождения капитала при выдаче лицензий, в оценку активов и обязательств, оценку качества систем управления рисками и внутреннего контроля, а также в случаях, когда есть основания полагать, что в результате конфликта интересов действия профучастника финрынка привели к недополучению дохода или убыткам клиентов. Речь идет как о банках, так и о страховых компаниях, НПФ и других подведомственных ЦБ организациях.
Банк России давно хотел получить такие полномочия, но встречал сопротивление "поднадзорных". Ради доверия рынка ЦБ готов пожертвовать оперативностью процедуры применения мотивированного суждения, ответил на вопрос "РГ" зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Предлагаемая схема включает возможность аргументированного возражения, очной встречи с представителем надзора, проведение независимой оценки, принятие решений на высоком уровне - комитетом по банковскому или по финансовому надзору, а также механизм обжалования в специальной комиссии при главе ЦБ.
Надзор
ЦБ отозвал лицензию у Московского национального инвестиционного банка (МНИБ). Банк был вовлечен в транзитные операции, которые проводятся для отмывания или незаконного обналичивания денег, и, несмотря на надзорные меры, не собирался от этого отказываться.
МНИБ занимал одно из последних мест в банковской системе (515-е) по размеру активов. Агентство по страхованию вкладов начнет выплаты страховых возмещений вкладчикам не позднее 19 июля.