Но самым неприятным открытием для известного пианиста стало то, что в нашей стране не осталось ни одной фортепианной фабрики.
Корреспондент "РГ" попыталась выяснить, почему исчезло фортепианное производство? Сколько стоит хорошее пианино? Можно ли возродить производство фортепиано в нашей стране? И что нужно, чтобы получился качественный музыкальный инструмент?
Во времена СССР "Ласточки", "Лиры", "Лирики" стояли чуть ли не в каждой квартире. Правда, профессиональные музыканты советские инструменты именовали не иначе как "дрова" и советовали родителям покупать подержанные импортные. Тем не менее рояли и пианино выпускали около полусотни фабрик. В 90-е фортепианное фабрики начали безропотно исчезать, а советские пианино все чаще стали встречаться в ЖЖ-сообществе "Отдам даром". Ведущие производители - ленинградский "Красный Октябрь" (Беккер), московская "Лира", калужский "Аккорд" некоторое время отчаянно пытались вписаться в пространство рыночной экономики, выпуская сравнительно недорогие и качественные инструменты. Но и они не выдержали. В итоге - от масштабного производства остались воспоминания и фабричные сайты. На их форумах люди и сегодня продолжают задавать вопросы - где и как приобрести пианино?
Набираю номер фортепианной фабрики "Аккорд", отвечает менеджер по недвижимости Игорь Осипов. Он еще пару лет назад работал на фабрике "Аккорд". Но теперь фабрика закрыта, а на ее территории построен торговый центр, фабричные помещения сдаются в аренду.
- Спроса нет, - коротко поясняет закрытие "Аккорда" Осипов. - Да и производство нерентабельно. Чтобы выжить, нужно было производить в пять раз больше инструментов.
В советское время фабрика выпускала тысячу инструментов в месяц. В постсоветское - 100-200 инструментов в год. В советский период "Аккорд" выпускал разные модели инструментов, например, малогабаритные пианино, которые были разработаны специально для "хрущевок".
- Инструменты шли на экспорт, - вспоминает Игорь Осипов. - Тысячи инструментов поставлялись в Испанию, Бельгию, на Кубу. И те экспортные инструменты были лучше современных китайских.
Последние инструменты выпускались с немецкой механикой, были неплохого качества и стоили от 150 до 250 тысяч рублей. Половину из них покупали музыкальные школы, музеи, другую половину раскупали родители для детей.
- Если в советское время фабрики поддерживал госзаказ и бюджетное финансирование, то в постсоветский период их сменили тендеры, которые были эпизодическими и неравномерными, - поясняет собеседник. - Сегодня трудно заниматься производством музыкальных инструментов. Массовый потребитель предпочитает цифровой инструмент, он компактнее. Что касается ощущения живых клавиш - сегодня, это, видимо, не многим нужно.
Может ли возродиться фортепианное производство? По мнению Игоря Осипова, без государственной поддержки - нет. Производство пианино - процесс тонкий. Например, температура в помещении должна держаться на уровне 18-20 градусов, влажность не более 50-60 процентов. Специалисты говорят, что такой режим приводит к большим энергетическим расходам.
Пианистка из Санкт-Петербурга Марианна Беленькая еще и по совместительству специалист по рынку. Руководит одним из департаментов компании, которая занимается поставками музыкальных инструментов в нашу страну. Она хорошо знакома с проблемами производства фортепиано, но сегодня у нее больше вопросов, чем ответов.
- Почему закрылись все наши фабрики? Производство оказалось нерентабельным. Что мы будем возрождать? Для производства нужны специалисты, которые прошли обучение на мировых фабриках: деревщик (столяр), механик, интонировщик, струнник. Нужно специальное помещение, оборудование. И - покупатели.
Чтобы появился спрос, акустический инструмент, по ее мнению, должен стоить дешевле, чем цифровой. Но самое примитивное цифровое пианино стоит сегодня около 50 тысяч рублей. А настоящее должно стоить меньше?
- Если заказывать акустическое пианино из Европы, оно обойдется в полмиллиона,- говорит Марианна Беленькая. - Китайский инструмент сегодня стоит около 300 тысяч рублей. В Китае только одна государственная фабрика делает 500 инструментов в день. Качество, конечно, оставляет желать лучшего. Инструменты делаются из невыдержанного дерева, дека и корпус со временем растрескиваются. Проседает клавиатура, потому что под клавиши укладывается мягкое сукно, со временем клавиатура приобретает яйцеобразную форму, половина клавиш не работает.
Покупательская способность сегодня очень низкая. Хороший инструмент стоит целое состояние - от 400 тысяч. Но и советская "Ласточка" простому гражданину обходилась в четыре зарплаты - 526 рублей.
Иван Ходжаев - фортепианный мастер, реставрирует и обслуживает инструменты уже более полувека. Настраивал рояли Микаэла Таривердиева, Нани Брегвадзе, Арно Бабаджаняна, Тамары Гвердцители.
- Инструменты всегда стоили недешево, - напоминает он. - При этом многие старались купить импортные пианино. Чешский Petrof стоил от 900 до 1400 рублей, но это был хороший инструмент. Немецкий подержанный Ronisch можно было найти за тысячу рублей. Кстати, немецкие инструменты эпохи ГДР со временем испортились, поскольку фабрики начали экономить на металле чугунной рамы.
Фортепианный мастер убежден, что советские фабрики выпускали брак и не имели право на существование. Он считает, что плохое качество - результат гонки за количеством.
- Как можно по плану делать инструменты? - возмущается он. - Это ручная работа, которая требует любви и отдачи...
Но и о современных китайских фортепиано мастер отзывается не лестно: инструмент, по его мнению, рассчитан на пять лет, потом он рассыпается: разъезжается механика, колки плохо держат струну. Дешево продают, чтобы дорого ремонтировать?
- Но возрождать производство можно и нужно, потому что Россия заслуживает быть одной из стран, которая выпускает хорошие музыкальные инструменты. Пока для этого все есть, навыки не потеряны, - убежден Иван Ходжаев.
Сегодня появилось много реставрационных мастерских, где подержанное чешское пианино продается за 60 тысяч рублей. Может ли хороший инструмент столько стоить?
- Беспроблемный инструмент не может стоит таких денег, - говорит фортепианный мастер Иван Ходжаев. - Если его продают за 60 тысяч, значит, есть скрытая проблема: например, дека с трещиной, это приводит к нарушению строя. Чтобы привести инструмент в порядок, нужна полная разборка, в итоге ремонт выльется в стоимость одного хорошего инструмента - примерно в 400 тысяч рублей.
Марианна Беленькая, пианистка:
- Учиться на цифре, конечно, можно. Для себя. На таких инструментах есть возможность аранжировки, интересны звуковые эффекты. Но классическое музыкальное образование в музыкальной школе должно быть только на акустическом инструменте. У нас в Санкт-Петербурге 100 музыкальных школ, в каждой учится около 500 детей. И там не позволяют цифровые инструменты.
Иван Ходжаев, настройщик, реставратор:
- К цифровым инструментам я отношусь очень сухо. Это неживая музыка. Синтезированная. Исполнители, рекламирующие цифру, сами вряд ли на ней играют. Вы где-нибудь на концерте видели, чтобы играли классику на цифре? Да, цифровой инструмент легкий, занимает мало места. Для любительских занятий он, может, и сгодится. Но как звучащий инструмент - нет.
До 1918 года только в Санкт-Петербурге работали 30 фортепианных фабрик, которые поставляли инструменты не только для России, но и за рубеж. В Германии тоже было много фортепианных фабрик, но немцы приезжали к нам, потому что в России растет лучшая в мире резонансная древесина. Есть такое понятие в музыкальном производстве - акустическая константа - способность древесины проводить колебательные волны. Самая высокая способность у резонансной ели. От обычной ели она отличается условиями роста. Если распилить обычную ель, можно увидеть массу сучьев по бокам - эта не годится. Резонансная ель растет на скудной почве, солнце должно попадать на верхушку только во второй половине дня, чтобы нижние сучья отмирали буквально с младенчества. Вот из такой ели и делают деки фортепиано.
Производство музыкальных инструментов в СССР не ограничивалось фортепиано. Выпускались арфы, домры, флейты, балалайки, баяны, гусли, гитары, аккордеоны, скрипки. Качество иной раз оставляло желать лучшего: у аккордеонов западали кнопки и клавиши, флейты фальшивили. В 90-е большинство фабрик закрылись. Однако некоторым удалось стать конкурентоспособными на мировом рынке. В Москве сегодня работают две частные фабрики, которые производят баяны. Одна - концертные инструменты, другая - для учеников. Концертный баян московской фабрики стоит около миллиона рублей, но его итальянский "коллега" обойдется уже в полтора миллиона. Поэтому на отсутствие спроса наши производители не жалуются.
Почему цифровой инструмент никогда не заменит деревянный? Зачем ребенка учить музыке? На эти и другие вопросы отвечает автор книг по музыкальной акустике, член Ассоциации фортепианных мастеров России Александр Яновский.
Александр Владимирович, можно ли восстановить утраченное и возродить производство?
- Теоретически можно: напрячь бюджет, инвесторов. Нужны площади, фабричные корпуса, машинное оборудование и специальная оснастка. Нужны материалы, комплектующие, специалисты, управленцы. Допустим, все это у нас есть. Мы запустили конвейер, начали производство инструментов. Теперь вопрос - куда их девать?
А куда девали инструменты полсотни фабрик СССР?
- В Советском Союзе люди испытывали потребность в музыке. Была даже такая мода: каждая семья для приобретения статуса благополучной должна была иметь у себя библиотеку и пианино. Даже если никто в семье не читал и не играл. Люди ночами стояли в очередях, чтобы приобрести книги. На наших военнослужащих, если они выезжали служить за границу и возвращались без пианино, смотрели как на людей низкого сорта. В 1964 году я был в Дрездене, смотрю, стоит наш военный грузовичок, и наши солдатики из двухэтажного дома вытаскивают большой деревянный ящик. Я поднял голову и увидел на витрине надпись белой краской: "Пианины". То есть тогда инструмент в доме был нужен хотя бы для социального престижа. Эти две моды - на книги и инструменты - породили самую читающую и самую играющую нацию. Советская фортепианная школа была одна из лучших. Как балет. Была и третья мотивация - в общеобразовательный процесс было вмонтировано обязательное обучение хоровому пению. Ученик, который не мог подобрать на слух четыре ноты модной песенки, был недоделанным, что ли.
Года три назад вице-премьер Ольга Голодец приводила в пример китайскую общеобразовательную систему обучения. В Китае ученика не переведут из первого класса во второй, если он не исполнит пьесу на каком-либо инструменте. Музыкальная подготовка вмонтирована в общеобразовательный процесс и является обязательной. А следствие - лавинообразное наращивание китайцами производства музыкальных инструментов. Да, они производят инструменты на пять лет, но тем не менее. Одна из китайских деревень производит 30 тысяч скрипок в год. И все это только потому, что ввели музыкальную подготовку в общеобразовательный процесс.
Принудиловка не спровоцирует отвращение к музыке? И хорошее пианино сегодня стоит дорого.
- Родители не увлекшегося музыкой ребенка покупают ему кучу всего ненужного. Поверьте, на эти деньги можно было купить хотя бы подержанный инструмент. Плюс с развитием производства снижается и себестоимость, если инструмент делают один - он стоит очень дорого, а если это поток, уже дешевле.
Что вы ответите на популярный вопрос современных родителей: зачем тратить время и деньги на занятия музыкой, если ребенок не станет профессиональным музыкантом?
- Психологи давно определили, что занятия музыкой ведут к ускоренному развитию интеллекта и способностей ребенка. Музыка сродни математике. Математика апеллирует к логосу, а музыка - к чувствам. Дети становятся тоньше, избирательнее, постигают жизнь во множестве оттенков, воспринимая мир через чувства. Здесь такой же закон, как в спорте. Если не тренировать мышцу, она атрофируется. Если не тренировать чувства, то же самое.
Зачем возрождать производство акустических инструментов, если цифровые легче, удобнее и дешевле?
- Как-то меня об этом спросил французский оперный певец славянского происхождения Никита Сторожев (я ему готовил рояль к концерту). Мол, приятель рекомендует купить электронный инструмент... Я ответил, что у синтезаторов слишком выхолощенные гармонии, нет обертонов, которые придают блеск и окраску. На возражение Никиты, что звуки уже давно не синтезированные, а записанные с акустического инструмента, я ответил: звуки все равно транслируются через динамик, а то, что слышно в акустическом инструменте, никакой динамик передать не может.
Верно ли, что одной из причин гибели фортепианных фабрик стало отсутствие квалифицированных кадров?
- И это тоже. К примеру, до 1939 года на фабрике "Красный Октябрь" работали немцы. Когда запахло войной, Сталин немцев и прочих инородцев отправил в лагеря трудмобилизованных, на фабриках остались наши рабочие. К тому же - война, не до музыки, воспроизводство кадров стало сокращаться. Примерно то же самое произошло в постсоветский период. Я был перед банкротством на Becker (в советское время - "Красный Октябрь"). Главный конструктор рассказывал, что теперь рояли делают случайные ребята, чтобы перекрутиться до более выгодного предложения. На фабрике они получали около 17 тысяч рублей, а курьеры на улице - 30. И они уходили в курьеры.