"Хуже всего, конечно, исторические вопросы. Наше послание очень четкое: с Бандерой вы в Европу не войдете. Мы говорим об этом и громко, и тихо. Мы не будем повторять ошибок 90-х годов, когда были определенные проблемы в отношениях с Германией и Литвой. Я имею в виду статус польских меньшинств в этих странах. Уже имея такой опыт, мы будем твердо требовать от Украины, чтобы все дела были улажены до того, как Киев будет стоять у ворот Европы с просьбой о членстве", - сказал глава МИД Польши. Кроме того, Ващиковский указал на наивность украинской стороны, свято верящей, что "европейцы, немцы, французы победят за них в конфликте с Россией".
Холодный душ от высокопоставленного поляка вызвал предсказуемую реакцию в Киеве. Первым на защиту Бандеры и европейских ценностей встал чрезвычайный и полномочный посол Украины (после госпереворота работал советником главы Службы безопасности Украины. - Прим. "РГ") Маркиян Лубкивский. Этот политик и дипломат, ранее неоднократно замеченный в недипломатичных высказываниях по отношению к России, заявил в эфире украинского телевидения, что к тому времени, когда вопрос о членстве Украины в ЕС перейдет в практическую плоскость, "изменится еще не один Ващиковский". И значит, по его логике, слова польского министра можно считать ничтожными на фоне захватывающих дух европейских перспектив Украины. Но примерно наказать Ващиковского, по его логике, все-таки стоит.
"Высказывания министра иностранных дел Польши Ващиковского являются несвоевременными, недружелюбными и вредными для двусторонних украинско-польских отношений.
Впрочем, в ведомстве Павла Климкина наступательный задор Лубкивского не спешат поддерживать: к вечеру среды официальный сайт украинского МИД ничего не сообщил ни о вызове польского посла, ни о каких-либо нотах, комментариях и разъяснениях слов Ващиковского.
Однако затронутый Ващиковским вопрос не так-то просто замолчать: поляки чрезвычайно болезненно относятся к националистическим выходкам на Украине и героизации бандеровских головорезов, проявляющейся не только в переименовании улиц. Не исключено, что высказывания Ващиковского были спровоцированы, например, прошедшим во Львове "культурным" мероприятием "Шухевич-фест", сопровождавшимся не только антипольскими лозунгами, но и бросанием бутылок с зажигательной смесью в главную городскую синагогу.
Примеры, мягко говоря, недружественных по отношению к Польше акций и высказываний новостная лента предоставляет регулярно. Будь то обстрел из гранатомета консульства Польши в Луцке, осквернение памятников жертвам Волынской резни или вывешенный на воротах польского посольства портрет Бандеры - таким способом радикалы требовали извинений от консула за критические замечания в адрес Бандеры.