05.07.2017 10:37
    Поделиться

    Как психологи силовых структур справляются со стрессом

    В главном управлении МЧС России по Свердловской области состоялась научно-практическая конференция для психологов-силовиков. Специалисты обсудили теорию и практику работы, связанной с высоким эмоциональным напряжением. Некоторые профессиональные секреты раскрыла "РГ" директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу.

    Руководители психологических служб разных ведомств обмениваются опытом не первый год. Каковы результаты этого сотрудничества?

    Юлия Шойгу: У психологов силовых структур есть общественная организация, которая является площадкой и для принятия совместных решений, и для обмена опытом, и для обсуждения наиболее актуальных вопросов. Но научно-практическое мероприятие такого масштаба - с участием МЧС, ФСИН и Росатома - проводится впервые. Помимо теоретической части на конференции немало времени отводится практической составляющей: специалисты знакомятся со спецификой деятельности ведомств, у них есть возможность попробовать в работе новое оборудование, возможности информационных технологий.

    В рамках конференции были достигнуты и определенные договоренности. В частности, это касается обмена методическими материалами, которые могут пригодиться как в службе МЧС, так и в службе ФСИН. То же касается практических наработок для проведения семинаров и тренингов. Наверное, это и есть самый ценный результат мероприятия.

    Какими качествами должен обладать психолог-силовик?

    Юлия Шойгу: Для нас важны, конечно, и формальные требования. Это - высшее профессиональное образование. Важны знания по выбранной специальности - как теоретические, так и практические. Даже, пожалуй, большую ценность представляют как раз теоретические знания: служба обладает всеми ресурсами для того, чтобы восполнить пробел в практике у вчерашнего выпускника (из числа специалистов, которые приходят к нам работать, таких больше половины).

    Огромное внимание мы уделяем, конечно же, личностным качествам человека, который поступает к нам на службу. Это связано с двумя аспектами. Во-первых, важно, чтобы человек при выполнении профессиональных обязанностей мог сохранить и свое психическое здоровье. Во-вторых, работать с людьми, которые попали в катастрофическую ситуацию - утратили имущество, жилье, вынуждены сменить место жительства или потеряли близкого - может лишь тот, кто обладает определенными моральными качествами. Такими, как умение сочувствовать, находить решение в сложных ситуациях, быть ответственным, доводить до конца начатое дело.

    Эмоциональное выгорание характерно для представителей многих профессий. Встречается ли такой "недуг" среди сотрудников МЧС? В чем он выражается? Как с ним справляются спасатели?

    Юлия Шойгу: Для начала, любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку ряд требований. Когда мы работаем, мы меняемся - отдельные наши черты характера получают развитие, другие, наоборот, нивелируются, уходят и не проявляются так ярко. Этот процесс называется профессиональной деформацией, он совершенно естественный и даже помогает справляться с выбранной деятельностью.

    Проблемы начинаются, когда человек не может качественно выполнять свою работу или она начинает негативно влиять на все сферы его жизни. Это уже не деформация, а деструкция. Пример такой профессиональной деструкции - трудоголизм, характерный для представителей разных профессий.

    Эмоциональное выгорание, в свою очередь,связано с утратой желания выполнять работу. Тут есть два варианта. Первый: порекомендовать человеку, который испытывает такое состояние, выбрать профессию по любви, работу, интерес к которой сохранится на долгие годы. Второе: никогда не пренебрегать профессиональным развитием. Даже напротив, искать возможности для этого - новые знания, новые интересы позволят перейти на более высокую стадию мастерства.

    И еще один ответ мог бы быть полезен для работодателей, руководителей: чтобы в коллективе не было эмоционального выгорания, нужно создать хорошую профессиональную обстановку - уметь ценить достижения сотрудников, говорить о них. Так каждый человек, который выполняет зачастую сложную работу, будет видеть ценность своего труда, свой вклад в большое общее дело.

    Есть ли у психологов свои ритуалы?

    Юлия Шойгу: В каждой службе есть целая система формальных и неформальных традиций. Такая неформальная культура - это тоже один из способов совладения с трудными ситуациями. Потому что, в том числе, помогает почувствовать поддержку коллектива. В нашей службе, например, принято встречать отработавшую на ЧС группу цветами и вкусным кофе.

    Поделиться