Профессиональные тренеры и специалисты считают, что до четырех лет ребенок может просто наслаждаться водными процедурами - купаться, плескаться, брызгаться, прыгать с бортика (конечно, под присмотром взрослых). А в четыре года, когда движения становятся более скоординированными, можно брать первые уроки. Это наиболее оптимальный возраст. Но ни в 7, ни в 10 осваивать азы плавания не поздно и не стыдно.
Начинать обучение плаванию лучше в мелком бассейне, чтобы ребенок уверенно стоял на дне, а вода не поднималась выше нижней части груди. Очень важно, чтобы на первых этапах ребенок чувствовал себя защищенным от любой неудачи на воде. Поэтому занятия в бассейне для взрослых, когда малышу нужно держаться за нудл (аквапалку), - не очень хорошая идея. Выбирайте "лягушатник" не менее пяти метров в длину, чтобы можно было выполнить различные упражнения, например, скольжение, отталкиваясь от бортика.
Иногда случается, что ребенок, освоившийся в бассейне, чувствует себя неуверенно и неуютно в естественном водоеме - озере или море, боясь глубины и открытого пространства. Чтобы устранить эти фобии, тренируйте ребенка в различных водоемах.
Первым делом научите ребенка базовым вещам - лежать на поверхности воды и не бояться опускать лицо в воду с задержкой дыхания. В этом вам помогут три эффективных упражнения:
"звездочка": лечь на воду, руки и ноги вытянуть в стороны, держаться строго горизонтально;
"поплавок": обхватить колени руками, голову опустить к коленям, "повиснуть" на поверхности воды;
"стрелочка": оттолкнуться от бортика бассейна и скользить, вытянув руки и ноги, по поверхности воды.
Очень важно освоить "плавательное дыхание": быстрый вдох через рот, длинный выдох через нос. Причем нужно сформировать привычку делать выдохи в воду. Для начала лучше потренироваться на суше. Например, взять тазик с водой: делать вдох, а затем выдох в воду. Главное - не задерживать дыхание и во время вдоха не вытирать лицо руками.
Правильное дыхание бывает сложно скоординировать с работой ног и рук. Поэтому все нужно делать постепенно: сначала освоить скольжение по воде, затем добавить движения ногами, потом руками и только после этого - вдох и выдох.
Умение плавать на спине - это дополнительная подстраховка. В первую очередь потому, что плыть таким способом значительно легче. Лежа на спине, можно без проблем восстановить силы, если находишься в воде продолжительное время. Кроме того, такое положение тела в воде позволяет лучше дышать.
Экстрим под запретом
Экстремальный вариант толкнуть или бросить ребенка в воду и ждать, что инстинкты заставят его выплыть наружу и добраться до суши, - не проверенный "дедовский метод", а беспощадный и опасный способ. Оказавшись в стрессовой ситуации, барахтаясь в воде и цепенея от ужаса, ребенок может получить психологическую травму. Наиболее вероятный результат подобных экспериментов родителей - стойкое неприятие или даже паническая боязнь воды у начинающего пловца. Ни в коем случае не заставляйте детей учиться плавать насильно и немедленно. Поощряйте, заинтересовывайте, создавайте комфортные условия, чтобы водные процедуры были связаны только с положительными эмоциями.
Снимаем нарукавники
Профессиональные тренеры в один голос говорят, что единственно правильное вспомогательное средство для обучения плаванию - плавательная доска, которая дает возможность лечь на воду строго параллельно поверхности, опустить лицо в воду и скользить, работая ногами. Все остальные аксессуары - цветные нарукавники и жилеты, круги в виде динозавров или машинок - только тормозят процесс, закрепляя вредные навыки и создавая ложное ощущение защищенности и уверенности у ребенка. Например, в нарукавниках ребенок привыкает держать голову вертикально над водой, опираясь на руки. При этом он не чувствует плавучести своего тела, а следовательно, не может научиться держаться на воде самостоятельно.
Не "по-собачьи", а "по-лягушачьи"
Лучше не учить детей плавать "как-нибудь", например, известным всем способом "по-собачьи". Потом переучиваться плавать правильно и выполнять задания на технику будет намного сложнее. А вот отталкивающие движения ногами "по-лягушачьи" - одно из классических упражнений.
Дмитрий Волков, призер Олимпийских игр и чемпионатов мира по плаванию, четырехкратный чемпион Европы, экс-рекордсмен мира, редактор журнала "Плавание":
- Есть такое яркое изречение, которое приписывают древним грекам. О невежественном человеке они говорили: "Не умеет ни читать, ни плавать". Не уметь плавать даже в Древней Греции было неприлично, а в современном мире тем более.
Плавание самый гармоничный вид спорта, развивает все мышцы, плодотворно действует на психику. Плюс вода - это волшебство, потому что в воде можно почувствовать себя свободным от земного притяжения. Однажды оказавшись в этом состоянии настоящей, только гидроневесомости, человек никогда его не забудет и будет стремиться к нему вернуться.
Начинать обучение нужно на мелководье. Можно освоить простейшие навыки за одно занятие, несмотря на то что государственные нормы предусматривают более 20 часов.
Первый шаг: задержка дыхания с погружением под воду. Если вы думаете, что это могут все, вы жестоко ошибаетесь. Даже в институте физкультуры, если мы говорим не о спортсменах, это упражнение без проблем сделают, наверное, не более 50 процентов.
Второй шаг: борьба со страхом. Огромное количество людей имеют аквафобию. Но это преодолевается. С помощью грамотного тренера. Когда человек осваивает задержку дыхания, он понимает, что на вдохе, с воздухом внутри, становится непотопляем. В этот момент страх водной среды сразу пропадает и можно творить любые чудеса.
Третий шаг: обучение скольжению. Человек отталкивается от бортика, задерживает дыхание и, ощущая свою непотопляемость, скользит в обтекаемом положении, в позе так называемой "стрелочки".
Кстати
Резиновые купальные шапочки применяются только для предохранения волос. Не следует закрывать ими уши, наоборот, края целесообразно загибать внутрь. В противном случае шапочка начинает действовать как клапан: вода попадает внутрь уха и не вытекает.