Ежедневно в столичном регионе на электричках в Москву и обратно едут почти 2 миллиона пассажиров, примерно 300 тысяч из них - без билета. Армия эта многочисленна и изобретательна. Добираясь до места "зайцем", они доставляют массу неудобств законопослушным пассажирам, проносясь "табунами" по вагонам и сшибая всех с ног. Занимают удобные сидячие места, за которые их соседи заплатили немаленькие деньги. Попадают под колеса электричек, пытаясь пробраться к станции по путям и через дырки в заборах, останавливая движение на всем направлении.
За пять месяцев с начала года, как сообщили "РГ" в пресс-службе Московской железной дороги, на всех направлениях, кроме Октябрьского, произошло 329 ЧП, многие со смертельным исходом. Значительная часть этих трагедий - как раз с теми, кто пытался проехать без билета.
Интересно то, что большая часть "зайцев" - люди совсем не бедные, которые не платят за проезд от безысходности, как было в голодные 90-е. Среди них полно так называемых "идейных", то есть тех, кто в принципе считает, что "транспорт принадлежит народу". Есть, конечно, и люди, просто не успевшие или забывшие купить билет.
И никакие турникеты и другие новые методы защиты железнодорожников от "зайцев", увы, пока не способны справиться с этим нашествием. А оно между тем далеко не безобидно. "Зайцы обкрадывают всех пассажиров, лишают их комфортной поездки, - говорят в Центральной пригородной пассажирской компании. - На деньги, которые мы недополучаем, мы бы могли купить еще не один новый поезд или реконструировать несколько платформ".
И в самом деле, давайте посчитаем. 300 тысяч "зайцев" в день, это 109 миллионов в год! Если каждый из них купил хотя бы самый дешевый билет за 22 рубля (стоимость поездки на 1 зону), то железнодорожные пригородные компании получили бы дополнительно 2,4 млрд рублей. Деньги, на которые можно купить 4 новых современных электрички!
На что же пускаются люди, на какой обман, лишь бы не покупать билет? Посмотрите нашу иллюстрацию, может быть, и среди ваших знакомых найдется такой "заяц"?
Кстати
Пойманный "заяц" может купить билет прямо в вагоне, но стоить он будет уже на 100 рублей дороже, чем в кассе. Тому, кто отказывается оплатить билет, контролер выпишет штраф, его нужно оплатить в течение месяца. Размер его - 50-кратная стоимость проезда одной зоны. В Москве - это 1700 рублей (проезд по городу с 1 июля стоит 34 рубля), в Московской области - 1100 рублей. От покупки билета это не освобождает. Если "заяц" отказывается напрочь покупать билет, его ссаживают с поезда на ближайшей станции, при необходимости - с полицией.
Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политика:
"Такое большое количество безбилетников - это тяжелая проблема, связанная с дешевыми рабочими местами, где зарплата не превышает 25-30 тыс. рублей. В Москву на них едут работать жители дальнего Подмосковья . Билет на электричку стоит 5000-6000 рублей, четверть зарплаты.
Перевозчики - ЦППК и МТТППК - вкладывают деньги и организационные усилия: турникетные группы, ресурсоемкие контрольные службы, но они не очень успешны, поскольку при сопоставлении рисков и выгод для пассажиров, баланс склоняется в пользу рисков. Все решения в транспортной сфере - исчерпаны, все, что мог сделать перевозчик - он сделал. Пока Москва будет сохранять дешевые рабочие места, привлекательные только для жителей дальнего Подмосковья, не изменится ничего".
Владимир Савчук, замгенерального директора, руководитель департамента исследования железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий:
"Безбилетный проезд на транспорте является одной из самых закоренелых и трудноразрешимых проблем. Существует несколько причин, по которым количество "зайцев" продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. Превалирующая их часть не платит за проезд, исходя из идеологических соображений: по мнению таких пассажиров, стоимость поездки чрезмерно завышена, а улучшения качества предоставляемых услуг при индексации стоимости поездки не происходит. Существуют также мотивы и экономического характера - для некоторых категорий граждан расходы на проезд занимают существенную долю в их бюджете, в связи с чем не могут быть оплачены в полном объеме. Сокращение количества "экономических" безбилетников лежит за рамками влияния пригородной пассажирской компании и зависит от общей экономической ситуации в стране. В развитых западных странах перевозчики тоже сталкиваются с подобной проблемой. Например, в Германии доля безбилетного проезда составляет от 1% до 5% пассажиров, в зависимости от конкретных маршрутов и частоты проверок. Проверка билетов на пригородном железнодорожном транспорте, как и в России, осуществляется кассирами-контролерами. Степень охвата пассажиропотока проверяющими зависит от конкретной компании, а также размера и конфигурации сети, на которой эта компания действует. Систематические поездки без билета квалифицируются как "воровство услуг общественного транспорта" и могут быть рассмотрены в судебном порядке. В результате может быть назначен штраф в несколько сотен евро, а в отдельных случаях (на практике это происходит достаточно редко) - наказанием за систематические поездки без билета может быть тюремное заключение".