Застой на республиканском рынке купли - продажи легковых автомобилей закончился, цены на "железных коней" начали, наконец, расти. Так полагают и дилеры на крупнейших авторынках страны, и представители бизнес-объединений.
- Можно сказать, что негативная тенденция, начавшаяся в конце 2014 года, преодолена, - сказал "РГ" глава Ассоциации рынков, предприятий сферы услуг и торговли Сергей Пономарев.
По его словам, тогда, в преддверии вступления Киргизии в Евразийский экономический союз, многие предприниматели, занимающиеся поставкой и продажей автомобилей, решили, что смогут хорошо заработать. "В республику завезли большое количество машин. Бизнесмены надеялись, что после вхождения страны в ЕАЭС им удастся выгодно перепродать их в России и Казахстане. Однако они просчитались, ведь были приняты определенные меры законодательного характера, чтобы этого не произошло. В результате из-за переизбытка автомобилей в КР на них упали цены", - пояснил Сергей Пономарев.
Причем не просто упали, а обрушились. В 2015 году в республике пять тысяч долларов стоил автомобиль, который за пару лет до этого можно было купить не менее чем за 10-15 тысяч долларов. На то, чтобы ситуация изменилась к лучшему, потребовалось больше года. Подъем цен эксперты начали фиксировать примерно с середины 2016-го.
- Объемы ввоза в республику машин в период стагнации на авторынках были небольшими. Дилеры все это время распродавали те самые запасы, которые стали причиной снижения цен. Делали это они зачастую в убыток себе, чтобы вернуть хоть какую-то часть вложенных средств. Многие, кстати, брали кредиты и закладывали недвижимость, чтобы купить побольше автомобилей, - отметил Сергей Пономарев.
Постепенно спрос начал превышать предложение. К концу 2016 года цены на автомобили выросли примерно на 10 процентов, а к середине 2017-го - еще на 20-25. По словам исполнительного директора одного из крупных авторынков Айбека Баратова, больше всего прибавили в цене недорогие модели и популярные внедорожники.
Другими немаловажными факторами, подтолкнувшими цены вверх, стали увеличившаяся с момента вступления КР в ЕАЭС стоимость "растаможки" ввозимых в страну автомобилей и улучшающаяся экономическая ситуация в России. Трудовые мигранты переводят в Киргизию больше денег, которые их родные тратят в основном на покупку движимого и недвижимого имущества.
В целом эксперты полагают, что время недорогих подержанных машин в республике подошло к концу. В ближайшем будущем, скорее всего, авторынок страны ждут масштабные перемены. По словам аналитика Юрия Башкатова, спрос на дорогие и новые автомобили будет расти, в КР откроются представительства крупных автоконцернов, а машин за три тысячи долларов просто не останется, так как не будет смысла их покупать.