Проверять пришлось положения Закона "Об образовании в РФ". Согласно положениям статьи 40, "организация бесплатной перевозки обучающихся осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций". Однако в городе Сибае Республики Башкортостан возникла проблемная ситуация: когда в близлежащем поселке Казанка частично закрыли школу, оказалось, что ездить в город ближе, чем в соседнюю деревню, за которой закрепили казанских школьников. Однако Казанка и Сибай расположены в разных муниципальных образованиях - кто же должен обеспечить доставку учеников к началу уроков? Суды в ответе на этот вопрос разошлись.
Изучив материалы дела, КС еще раз напомнил, что "конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан". Органы власти и местного самоуправления должны создать для этого соответствующие условия, в том числе обеспечить территориальную доступность образовательных организаций. Однако по буквальному смыслу статьи 40 расходы на перевозку учащихся несут школа и муниципальное образование (МО) как ее учредитель. А с МО, школьники которого ездят на уроки к соседям, все обязательства тем самым снимаются.
Такое неравенство, по мнению КС РФ, не соответствует Конституции страны. Если существует объективная необходимость доставки учащихся к образовательному учреждению, то МО должно получать за это компенсацию на счет средств бюджетов вышестоящих уровней или бюджета муниципального района. В действующее правовое регулирование следует внести изменения, устанавливающие источники и порядок финансирования указанной деятельности.
- Подобные ситуации не носят массовый характер, - говорит судья КС РФ Александр Кокотов. - Однако в свете проводимой оптимизации в системе образования и изменений в территориальном устройстве местных образований они будут постоянно присутствовать. Решение КС позволит обеспечить физическую досягаемость школ для учеников и вместе с тем не допустит дополнительного финансового обременения учредителей образовательных организаций.