06.07.2017 14:15
    Поделиться

    Кировские семьи купили на маткапитал непригодные для жизни квартиры

    СУ СК РФ по Кировской области ведет проверку по многоквартирному дому на улице Рейдовой в областном центре, который фактически непригоден для проживания, хотя и не числится аварийным.

    До Рейдовой рейды не дошли

    Полы прогнили настолько, что в образовавшуюся на общей кухне дыру легко может провалиться взрослый человек, в аналогичном состоянии и общий туалет. Проводка же, состоящая из скруток, чудом еще не довела до пожара: в доме нет стационарного отопления, из-за чего квартиры жильцы обогревают с помощью электронагревателей.

    Но, что самое удивительное, половина квартир в доме куплена на средства маткапитала. Как объясняют жители злосчастного дома, другого жилья на эти деньги в Кирове они приобрести не могли.

    Удивительно, но дом, превратившийся по существу в бомжатник, каким-то образом выпал из поля зрения органов, которые обязаны контролировать и выдачу маткапитала, и проживание семей с малолетними детьми. Точнее, как оказалось, он в него и не попадал. Сегодня, как ни парадоксально, ни одно ведомство не только не должно, но, согласно законодательству, даже не имеет права проинспектировать качество жилья, покупаемого на средства маткапитала. И домов, подобных зданию на Рейдовой, в Кировской области множество.

    Документы есть, а дома нет

    Ни у кого нет и статистики, сколько таких домов, по существу непригодных для проживания, приобретено в регионе на средства материнского капитала. По мнению одних, такие случаи единичны, другие утверждают: подобных домов - десятки, а в отделении Пенсионного фонда России (ПФР) по Кировской области не исключают, что их может быть гораздо больше.

    Как рассказала корреспонденту "РГ" начальник отдела социальных выплат отделения ПФР по региону Галина Васенина, за 10 лет, в течение которых выдается маткапитал, наблюдалось очень много случаев приобретения непригодного для проживания жилья. И ситуация на Рейдовой - далеко не самая худшая. Бывает, покупается полуразрушенная изба в заброшенной деревне или предоставляются документы на дом, которого на самом деле уже нет - он разобран за ветхостью на дрова. Но по документам числится в органах регистрационного учета как существующий. В таких случаях направляется запрос в правоохранительные органы, чтобы проверить, не было ли факта мошенничества при подобной сделке купли-продажи.

    Уголовные дела по фактам мошенничества с материнским капиталом каждый год возбуждаются десятками. Но до суда доходят только явные случаи хищения. Когда, доверившись преступникам, жертвы полностью теряли деньги. Так, только одна группа лжериелторов аналогичным путем похитила деньги у 24 семей, получивших материнский капитал, на сумму более семи миллионов рублей.

    Однако доказать факт сговора получателя материнского капитала с риелтором, когда тот получает часть денег за "помощь" в приобретении развалюхи и обе стороны расходятся, довольные, крайне сложно. Должен быть умысел, а как это доказать, если ни у кого нет претензий? Деньги освоены, жилье куплено, а можно в нем жить или нет, это проблема уже покупателя.

    В проверках никто не заинтересован

    Но, как говорят в Пенсионном фонде, на самом деле это уже отработанная схема, с помощью которой бедные семьи надеются реально улучшить свои жилищные условия. На хорошую квартиру у них не хватает денег, шансы получить жилье бесплатно - мизерные. И люди специально на деньги материнского капитала покупают квартиры, которые фактически непригодны для проживания. После чего обращаются с требованием признать жилье аварийным. Как сообщили "РГ" в государственной жилищной инспекции Кировской области, к ним поступают десятки таких заявлений.

    По идее, в том, чтобы исключить подобные схемы, должны быть заинтересованы районные администрации. Но, по словам Галины Васениной, зачастую запросы ПФР с просьбой выяснить, насколько приобретаемое на маткапитал жилье пригодно для проживания, даже не рассматриваются. Чиновники ссылаются на то, что обследование этого жилья осуществляется либо по заявлению его собственника, либо по запросу надзорных органов.

    - Часто мы получаем такой ответ: "Комиссия выехала, попасть в дом не удалось, поэтому дать заключение не можем", - говорит Галина Васенина. - Некоторые вообще отказывают на том основании, что мы не относимся к органам, которые имеют право запрашивать такую информацию. Бывали случаи, когда администрация отвечала, что жилье непригодно для проживания, но в работе межведомственной комиссии, которая принимает такое решение, опять же должен участвовать собственник. А он туда не приходит, поскольку заинтересован ровно в обратном - быстрее продать недвижимость. И если такое решение будет принято в его отсутствие, он оспорит его в суде и выиграет дело. А администрация получит штраф. То есть она тоже не заинтересована. Даже если мы выедем, проверим жилье и установим, что оно непригодно для проживания, но семья представила на квартиру полный пакет документов, то сделать ничего не сможем.

    Органы опеки тоже беспомощны

    Еще одна инстанция, которая, по идее, должна быть напрямую заинтересована в том, чтобы на маткапитал покупалось только реальное жилье, - органы опеки. Но и они в этой ситуации беспомощны: в силу своих полномочий могут только предоставить в ПФР сведения об ограничении в родительских правах или изъятии ребенка. И лишь когда рассматривается вопрос о продаже жилья - дать или не дать разрешение, если в семье есть несовершеннолетний. Но здесь-то речь идет о покупке.

    - Мы тоже сталкивались со случаями, когда люди покупают жилье (особенно в районах области), что называется, на курьих ножках, которое не сегодня-завтра развалится, - говорит начальник отдела по вопросам опеки над совершеннолетними, защите жилищных и имущественных прав граждан управления опеки и попечительства администрации Кирова Наталья Обухова. - Но в настоящее время мы как орган опеки никакого отношения к контролю качества жилья при его покупке на средства маткапитала не имеем. Это не предусмотрено законодательством. На наш взгляд, полную ответственность здесь должен нести ПФР. При выдаче маткапитала его специалистам надо смотреть, какое жилье приобретается детям, что указано в технических документах, каковы процент износа и степень благоустройства. Этот момент обязательно должен быть прописан в законодательстве.

    С Обуховой согласны и в областной прокуратуре. По мнению сотрудников надзорного ведомства, эта ситуация возникла из-за того, что при выдаче сертификата на маткапитал ни у Пенсионного фонда, ни у других ведомств нет обязанности проверять, пригодно жилье для проживания или нет.

    Комментарий

    Юрий Шестаков, начальник отдела управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры Кировской области:

    - По сути, это деньги граждан, и они сами вправе решать, какое жилье на них покупать. И с точки зрения уголовно-правовой оценки состава преступления в их действиях нет. А у Пенсионного фонда нет основания отказать в выдаче сертификата, если даже жилье является непригодным. По логике органы опеки вроде бы обязаны отслеживать подобные ситуации, но в законе это тоже не прописано. Все отдано на усмотрение родителей.

    Учитывая, что в 90 процентах случаев речь идет о неблагополучных семьях, положение дел здесь по идее должны контролировать комиссии по делам несовершеннолетних. Но и у них таких прав нет. То есть на ситуацию, хотя она и оказалась на стыке нескольких ведомств, никто реально повлиять не может, если речь не идет о фактах откровенного мошенничества. Даже если в регионе будет создана своя межведомственная комиссия с таким правом, ее решение оспорит суд, поскольку вопросы выдачи сертификата на маткапитал регламентированы федеральным законодательством.

    Оптимальным решением стало бы возложение обязанности по проверке жилья, приобретаемого на средства маткапитала, на Пенсионный фонд с передачей ему соответствующих полномочий. Но этот момент нужно прописать в федеральном законодательстве. Иначе будет все тот же бег по кругу.

    Поделиться