06.07.2017 20:07
    Поделиться

    В Люмьер-центре открылась выставка "Революция идей - революция людей"

    Эта выставка о тех, кто, вдохновленный сломом старого уклада жизни в 1917-м, строил жизнь новую, и тех, кто это строительство запечатлевал.

    "Снимок завода для нас не просто снимок здания, - говорил Александр Родченко. - Новый завод - факт гордости и радости индустриализации Страны Советов, и надо найти, как это снять". Рабочие на дореволюционных фото неподвижно стоят с инструментами в руках и смотрят в объектив, но социальный взрыв, революция, а за ней индустриализация, покорение полюса, перелеты Чкалова заставили их инструменты работать, продиктовали новые подходы к снимку и иные ракурсы.

    И Марк Марков-Гринберг, Яков Халип, Михаил Прехнер, Аркадий Шайхет, фотомастера, чьи хрестоматийные снимки начинают выставку, эти подходы находили: вот словно вырубленный из угля профиль шахтера Изотова из донбасской серии Маркова-Гринберга, "Комсомолец за штурвалом бумагоделательной машины" Шайхета, "Моряк у пропеллера самолета" Халипа... На фото - движение, ракурсы - снизу вверх/сверху вниз, в композиции - контраст на контрасте, а человек нового времени в союзе с машиной - бумагоделательной, крылатой ли - на выставке предстает как раз тем персонажем, у которого вместо сердца вмонтирован пламенный мотор.

    Снимки моторов на выставке тоже есть, и это механизмы самые что ни на есть конкретные, документальные: благотворительный фонд "Система" открыл кураторам Люмьер-центра архивы концерна РТИ, на которых запечатлены производственные и бытовые хроники разных лет, образцы продукции - и это придало диагональным ракурсам стереоэффект. Вот "Осада Одессы. Ремонт танков" Халипа: серая броня, белое небо в окне цеха, силуэты рабочих, а над "Осадой..." - образцы моделей танков КВ из цеха N 7 Орджоникидзевского завода сбоку и сверху. "Все для фронта. Все для победы" Устинова со штабелями островерхих снарядов и тут же, над графичным художественным снимком висит документальный, тоже из архивов РТИ - стальная болванка снаряда с какими-то цифрами, набросанными рукой рабочего...

    По стилю снимков можно безошибочно угадывать время их создания. А какие фото останутся после нашего времени?

    Конкретность и художественность идут на выставке рука об руку, и по стилю снимков можно безошибочно угадывать время их создания. Спокойные, лишенные пафоса фото работниц, отразившихся в округлых боках холодильника "ЗИМ", испытания подъемника для первых "Москвичей" из 50-х в очередной раз сменяются резкими ракурсами, диагоналями, контрастными силуэтами: пришли 60-е, новое время революционных творческих прорывов физиков и фотомастеров.

    - Я поставил камеру на штатив, выставил выдержку на максимум - и раскрутил на шнуре перед сидящим лаборантом горящую лампочку! - вспоминает Анатолий Хрупов, спецкором журнала "Советский Союз" посланный в Вильнюс отразить 400-летний юбилей университета. На фото, перед которым мы стоим, результат работы Хрупова - герой времени, человек в белом халате экспериментатора, а перед ним резкий световой зигзаг, спираль, уходящая куда-то в пространство, в будущее.

    Снимки "Революции идей..." напоминают нам о том, какой след в жизни страны оставили ударные стройки 20-30-х, трагически победные 40-е, космические 60-е, спокойные 70-е... Покидая выставку, поневоле задаешься вопросом - а какие фото останутся после нашего времени?

    Поделиться