Выяснилось, что в большинстве регионов на одно упоминание президента приходится больше одного упоминания губернатора. Средний коэффициент упоминаемости - 0,6. Это означает, что губернаторов в местных СМИ упоминают в 1,7 раза чаще, чем президента. К примеру, на Чукотке на каждые 100 упоминаний губернатора Романа Копина приходится около девяти упоминаний Владимира Путина. Выше среднего коэффициент упоминаемости также у губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева (0,84) и врио главы Севастополя Дмитрия Овсянникова (0,76). При этом жители регионов, судя по запросам в "Яндексе", больше интересуются президентом, чем своими руководителями, - особенно в Ленинградской области (в 23 раза) и Петербурге (в 20 раз). Иное лидерство демонстрируют Чечня (там пользователи "Яндекса" в четыре раза чаще запрашивают информацию о Рамзане Кадырове, чем о Владимире Путине) и Ингушетия (запросов о Юнус-Беке Евкурове здесь вдвое больше, чем о президенте России).
Результаты этого исследования, возможно, добавят аргументов противникам чрезмерных трат на губернаторский пиар. Например, председатель СПЧ Михаил Федотов видит в том, как региональные власти используют "свою" прессу, "опасность "закукливания" информационных пространств на уровне регионов". Собственно, "закукливание" уже произошло. Все, о чем сообщают региональные СМИ, имеет очень узкую географию. А федеральная пресса, в свою очередь, мало интересуется жизнью российской провинции. Судя по тому, какие события попадают в информационные выпуски телепрограмм, ежедневные газеты, и по тому, какие герои выходят в них на первый план, вся федеральная пресса - это сплошные новости столицы. Причем и столичная жизнь чаще всего ограничена тремя адресами: Кремль, Дом правительства, Госдума. Информация из провинции время от времени появляется, но ниже, чем с губернаторского этажа. Впечатление, будто былую журналистскую практику вывернули наизнанку. Прежде дозволялось сколько угодно (правда, без "очернительства") описывать жизнь "простого советского человека" и категорически возбранялось вторгаться в коридоры власти. Теперь наоборот. Провинциальный обыватель с его житейскими заботами и проблемами на роль ньюсмейкера не тянет.
При всем этом уровень доверия населения к СМИ в большинстве регионов России пока не опускается ниже 50 процентов. Во всяком случае таковы результаты исследования, проведенного фондом "Медиастандарт" Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина и исследовательской группой "Циркон". Для расчетов было использовано 50 индикаторов, разделенных на пять частных индексов: состояние среды для работы СМИ; влияние власти, бизнеса и общественных организаций на работу СМИ; доступ аудитории к каналам потребления; реальное потребление и запросы на информацию; состояние самих СМИ и медиаконтента. В опросе участвовали 35 тысяч человек из всех субъектов Федерации. Предметом исследования было критическое отношение к получаемой информации, желание в ней разбираться, количество времени, уделяемое разным СМИ, получение новостей из Интернета, доверие к СМИ в целом, а также к местным и региональным медиа.
Как показал опрос, половина населения в целом доверяет средствам массовой информации. Самый высокий уровень доверия зафиксирован на Ямале (73 процента), в Севастополе (75) и Крыму (78), самый низкий - в Ингушетии, Москве и Тамбовской области (58). Причем оказалось, что в большинстве регионов местным СМИ доверяют больше, чем федеральным. По этому показателю лидируют Москва (61 процент против 58), Санкт-Петербург (68 против 60), Московская область (60 против 59). Самый высокий уровень доверия к региональным СМИ зафиксирован в Свердловской и Воронежской областях (79 процентов), Чечне (78) и Тюменской области с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами (77). Лишь в 19 регионах (среди них Калмыкия, Тыва, Севастополь) показатель доверия к федеральным СМИ выше, чем к региональным. Меньше всего доверяют местной прессе в Дагестане (54 процента).
Согласно опросу, растет число россиян, постоянно, часто или достаточно часто встречающихся в СМИ с заведомо ложной информацией или попыткой навязать определенную точку зрения. Если в 2015 году было лишь 13 регионов, где "недоверчивая" аудитория составляла 40 процентов и выше, то в 2016 году таких регионов насчитывалось 24. При этом в Москве доля аудитории, не доверяющей СМИ, превысила половину, увеличившись за год на 6 процентных пунктов. В других регионах доля такой аудитории составляет от 24 процентов до 48. В 2016 году лидером по этому показателю стал Петербург (47 процентов). Столь же высок этот показатель в Орловской (48 процентов), Московской (46), Липецкой (44), Новосибирской (44), Ивановской (43), Псковской (40) областях. Большинство из тех, кто встречается с незаслуживающим доверия контентом, пытается его проверить в других источниках. В разных регионах таких потребителей информации от 71 до 86 процентов.
Соотношение между федеральной информацией в региональных СМИ и региональной в федеральных в ближайшее время вряд ли изменится. Но если Москва не знает, что происходит в Воронеже, а Воронеж не ведает, чем живет Новосибирск, происходит распад единого информационного пространства. А это не нужно ни федеральным, ни региональным властям, ни центральным, ни местным СМИ. И меньше всего это нужно населению.