В последнее время ветроэнергетика стала развиваться и в России. Сейчас здесь функционируют девять крупных ветроэлектростанций суммарной установленной мощностью 13 275 киловатт. Однако на их долю в 2016 году пришлось всего 0,1 процента выработанной в стране энергии. В то же время, по данным Российской ассоциации ветроиндустрии, мы имеем самый большой в мире ветропотенциал объемом 10,7 гигаватт, но реализуется он довольно слабо. Дело в том, что сложность и высокая итоговая стоимость таких мощностей не вдохновляет инвесторов. Переломить ситуацию призван комплекс стимулирующих мер, который в настоящий момент предлагает правительство.
Принятый в 2014 году Федеральный закон "О промышленной политике в РФ" заложил фундамент для создания и развития самого прогрессивного на сегодняшний день инструмента стимулирования экономики - специального инвестиционного контракта (СпИК). Спустя полгода в его развитие вышло постановление правительства "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности", где прописаны все требования к ним. СпИК заключают с инвестором, принимающими на себя обязательства, создать или модернизировать промышленное производство на территории РФ. Минимальный объем вложений - 750 миллионов рублей, а срок реализации проекта - не более 10 лет. В этот период в отношении инвестора действуют стимулирующие преференции: налоговые льготы, гарантированный спрос на продукцию в рамках госзакупок и закупок госкомпаний, таможенно-тарифное регулирование, госсубсидирование и стандартизация. Как эта система работает на повышение эффективности генерации возобновляемых источников энергии?
В соответствии с постановлением правительства РФ "О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности" возврат капитальных и эксплуатационных затрат инвестора обеспечивается ценой на мощность генерирующих объектов.
Для ее определения коммерческий оператор ежегодно рассчитывает норму доходности вложенного капитала, после чего определяет долю затрат для каждого объекта. При этом для расчета цены на мощность применяется коэффициент, отражающий выполнение целевого показателя степени локализации. В случае выполнения параметров коэффициент (соотношение затрат и процента локализации) будет равен единице. А неисполнение уменьшит его до 0,45.
Очевидно, что такая итоговая стоимость мощностей не вдохновит большинство инвесторов.
Показатели локализации в ветроэнергетике строго нормированы. Уже в 2017 году она должна составить 40 процентов, в 2018-м - 55, а с 2019 по 2024 год планируется довести этот показатель до 65 процентов. Кроме того, определен вклад в локализацию и отдельных элементов оборудования и проведенных работ, которые разделены на 19 компонентных групп. Самыми объемными среди них являются лопасти ветровых агрегатов и технологическая оснастка, для них установлен коэффициент 18 процентов локализации, для генераторов - 15, для башен ветроагрегата - 13 процентов.
Лопасти являются не только самым значительным в объеме локализации, но и наиболее сложным элементом в плане техпроцесса и материалов, используемых для их изготовления. При производстве лопастей применяются компоненты, для которых также установлены показатели локализации. В химической промышленности, поставляющей эти самые материалы, по отдельным позициям показатель локализации уже в этом году должен превысить 50 процентов. И если хотя бы одна единица оборудования, относящаяся к локализируемому элементу, произведена за пределами России, то вклад в локализацию всего ветрогенерирующего объекта будет рассматриваться Минпромторгом России как нулевой. Поэтому использование импортных материалов в производстве лопастей является экономически нецелесообразным при расчете тарифа на электроэнергию. Но и налаживание их производства при небольшом пока рынке сбыта внутри страны тоже будет неэффективным.
При таком комплексе проблем единственным выходом и реальным стимулом для инвестора становится СпИК, в соответствии с которым ему уже в момент заключения контракта может быть присвоен статус отечественного производителя. Такая возможность появляется у тех, кто планирует проводить поэтапную локализацию производства. Вопросы присвоения локального статуса регулирует постановление правительства "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации". Требования установлены в отношении продукции более чем 20 отраслей промышленности.
Именно СпИК дает возможность стать "отечественным" еще до фактического исполнения целевых показателей локализации, в момент заключения контракта. Такая мера является не только серьезным плечом господдержки инвестора, но и стимулом развития инновационных отраслей экономики, к которым относится и ветроэнергетика.
23 мая в Правила квалификации генерирующего объекта внесены изменения, позволяющие подтвердить страну происхождения элементов оборудования на основании СпИК. Таким образом, еще до фактической локализации инвесторы получают возможность выходить на рыночную стоимость мощностей. Придаст ли новое правило реальное ускорение развитию экологически чистой энергетики или останется "бумажным преимуществом", зависит от того, какой максимальный срок будет отведен на локализацию. Если нормативы окажутся приемлемы, то СпИК уже в ближайшее время станет применяться шире.
Для любого нового участника рынка, в том числе и в области ветроэнергетики, нет ничего важнее гарантированного сбыта его продукции. Было бы полезно среди всех участников закупочных процедур отдавать предпочтение именно обладателям СпИКа, обеспечивающих перенос в страну новейших технологий. Это оправдает вложения инвесторов и ослабит влияние монопольных производителей.
Александр Яковлев, директор департамента кластерной политики центра кластерного развития Ульяновской области