"Двадцатка", на которую Петр Порошенко попросту не был приглашен, вызвала разнонаправленные чувства в украинском политическом и экспертном сообществе. Контекст, в котором об Украине вспоминали в Гамбурге, а также сказанное по ее поводу мировыми лидерами, не позволяло возвестить о продолжении победного курса украинской дипломатии, заданного десятиминутной встречей Порошенко и Трампа две недели назад. А длительное общение российского и американского президентов окончательно погрузило киевские СМИ в плохо скрываемое уныние.
"На Украине саммит ожидали с настороженностью. Было опасение, что Путину и Трампу удастся наладить диалог, прийти к пониманию на личном уровне. И худшие ожидания для Киева, кажется, оправдались. Второй, не очень приятный для украинской власти итог - общие заявления о незыблемости Минских соглашений и констатация необходимости их выполнения. Дополнительная печаль заключается в том, что обсуждалось это без участия представителей Украины. И значит, возможное решение вопросов безопасности в Донбассе под присмотром старших западных товарищей означает необходимость выполнения политической части соглашений, чего в Киеве делать не собирались", - рассказал "РГ" об итогах саммита с украинской точки зрения директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
Встреча Порошенко и Тиллерсона заняла меньше часа. В ней участвовал новый специальный представитель американской администрации по украинскому урегулированию Курт Уолкер, на которого в Киеве после знакомства с его биографией возлагают большие надежды. Впрочем, сам Уолкер на брифинге после встречи в администрации президента Украины не выступал. Ни финансовой, ни военной помощи госсекретарь США своим киевским собеседникам не обещал.
Впрочем, о деньгах поговорили Генсек ООН Гутерриш и украинский премьер Гройсман. Глава правительства жаловался на незавидную судьбу 1,7 миллиона вынужденных переселенцев с Донбасса и запросил увеличения гуманитарной помощи.
"По большому счету в Гамбурге Россия и США лишь начали общение по украинской проблематике. Россия представила свою позицию, и США приняли ее к сведению. Собственный объемный взгляд на Украину у администрации Трампа, кажется, пока не сформирован, и Уолкеру предстоит разбираться в этом всем, работать над деталями. Иными словами, главным итогом саммита можно считать намерение Москвы и Вашингтона начать дискуссию об Украине в целях достижения каких-либо итогов", - говорит Михаил Погребинский.