Из этой сотрудничавшей с нацистами группировки вышла Украинская повстанческая армия (УПА, запрещена в РФ. - "РГ"). В 1943 году ОУН-УПА начала убивать поляков и изгонять их из своих домов. В результате на Волыни и Восточной Галичине, по данным польских историков, до конца войны погибло около 100 тысяч человек, в основном женщины, дети, старики. 11 июля 1943 года, названное в Польше "Кровавым воскресеньем", стало кульминацией карательных операций: боевики ОУН-УПА одновременно атаковали около 150 населенных пунктов. Только в июле 1943 года были убиты около 11 тысяч человек и сожжены более 50 католических храмов. Преступления против людей совершались с невиданной жестокостью: их сжигали живьем, бросали в колодцы, многих жертв долго пытали перед смертью. В 2016 году польский сейм (парламент) принял решение считать 11 июля национальным Днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами в отношении граждан Польши.
Памятные мероприятия начались в минувшее воскресенье в польской столице. Тысячи людей, включая представителей правительства страны, депутатов, известных политиков, вышли в центр Варшавы под лозунгами "Стоп, Бандера!", "Помним Волынь", "Шовинистам ОУН и УПА - позор и осуждение". В полевом костеле Войска Польского состоялся молебен памяти по погибшим. Участники акции выразили протест против создания на Украине памятников бандеровцам, "причастным к смерти поляков, против увековечивания улиц именами людей, проводивших преступления в отношении поляков".
Напомним, что после госпереворота на Украине в 2014 году Варшава одной из первых выступила за интеграцию Киева в различные европейские структуры, приветствуя провозглашенный Порошенко курс. Однако реальность оказалась обескураживающей: в соседней Украине все чаще и мощнее стал слышен голос потомков бандеровцев. Более того, на Украине не так давно была подожжена польская школа. В начале января этого года на востоке Украины был разрушен памятник полякам, убитым в 1944 году в селе Гута Пьеняцкая. Бойня произошла в этом селе 28 февраля 1944 года. В местной церкви было сожжено около 500 человек.
Сегодня глумление над могилами усопших происходит примерно по одному сценарию: "красная краска, буквы СС и оскорбительная надпись". Однако в украинской столице ноты протеста польских властей по-прежнему остаются без ответа. При этом официальный Киев, потворствующий радикалам, надеется на то, что Варшава, несмотря на эти очевидные "пощечины", будет одним из его главных партнеров в Европе.
Но как долго польские власти намерены терпеть осквернение исторической памяти и такую ли Украину Варшава ждала в ЕС? Ответ прозвучал на днях. Министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский в интервью польскому изданию wSieci дал понять, что его страна "наложит вето на потенциальное вступление Украины в ЕС, если не будут решены исторические вопросы вокруг лидера Организации украинских националистов в ХХ веке Степана Бандеры и вопросы прав меньшинств".