Слухи получили подтверждение. За последний месяц "Газпром" подписал с Болгарией, Сербией и Венгрией "дорожные карты" по развитию газопроводов для поставок газа из будущей второй нитки "Турецкого потока", фактически возрождая закрытый в конце 2014 года "Южный поток".
Объем импорта российского газа странами дальнего зарубежья продолжает расти. Так, в 2016 году "Газпром" экспортировал в дальнее зарубежье рекордные 179,3 миллиарда кубометров газа - на 12,5 процента или на 19,9 миллиарда кубометров больше, чем годом ранее. Крупнейшими покупателями стали Германия, Турция и Италия. При этом Германия, рынок номер один в Европе, импортировала максимальный за всю историю объем российского газа - 49,8 миллиарда кубометров.
В 2017 году поставки продолжают расти: за первые пять месяцев они на 13,3 процента или на 9,5 миллиарда кубометров превысили объем экспорта за аналогичный период 2016 года. Дать новый импульс импорту должен газопровод "Северный поток-2". В Евросоюзе обсуждалось возможное введение для этого проекта особого правового режима. Однако в "Газпроме" полагают, что этого можно избежать, поскольку "Северный поток-2" идет в том же коридоре, что и "Северный поток", а для него никаких особых режимов не устанавливалось.
Сколько газа нужно Европе и должны ли сами европейцы защищать трубопровод, "Российской газете" рассказал глава австрийской нефтяной компании OMV, президент Германско-российской внешнеторговой палаты Райнер Зеле.
Господин Зеле, как вы думаете, должна ли Германия жестче вступаться за трубопровод "Северный поток-2"?
Райнер Зеле: Не только Германия. Я совершенно однозначно утверждаю, что это должен делать Европейский союз. Его члены - множество европейских государств - убеждены в этом проекте и должны решительнее вступаться за него на политическом уровне. Мы ответственны как промышленные предприятия за инвестиции на промышленном уровне. Политики должны создавать разумные рамки для подобных крупных инвестиционных проектов в Европе.
Сколько газа нужно Европе?
Райнер Зеле: Мы инвестируем не так много. Европа должна ценить по достоинству этот проект ("Северный поток-2". - Прим. ред.), поскольку для нас в первую очередь речь идет о повышении объемов газа. Потенциал для этого есть. Ведь продукция собственных энергоносителей в Европе постоянно сокращается. Например, добыча газа на голландском месторождении Гронинген постоянно уменьшается. Это значит, нам нужен эрзац для компенсации недостающих объемов газа. Соответственно, необходимо импортировать больше этого энергоносителя. А для дополнительных объемов так или иначе необходим этот трубопровод.
Что особенно важно для нашего проекта, это надежные транзитные пути российского газа. Как вы знаете, с Украиной уже были сложности, и беспрепятственный транзит был под угрозой. А в Балтийском море нет водолазов, которые смогли бы перерезать газопровод и помешать транспортировке газа.
Не мешают ли вашей работе антироссийские санкции, введенные Европейским союзом?
Райнер Зеле: Санкции - это серьезное препятствие для сотрудничества России и Германии. Я считаю, они должны быть отменены. Более 90 процентов деловых людей и предпринимателей в ФРГ считают, что санкции - это совершенно ненужный политический инструмент. Однако многие боятся говорить об этом вслух. Я поэтому постоянно и решительно призываю всех моих коллег, всех бизнесменов и промышленников Германии открыто и ясно высказывать свое несогласие с санкционным режимом.
Вы упоминали, что собираетесь вкладывать значительные инвестиции в разработку нефтегазовых месторождений в России. Какие конкретно проекты вы имели в виду?
Райнер Зеле: Это два проекта, над которыми мы уже давно работаем. Первый касается месторождения, в отношении которого мы собираемся совершить сделку, - это покупка активов в концерне "Севернефтегазпром", начавшего разработку месторождения "Южно-Русское". Мы ожидаем, что до конца года эта сделка состоится и что мы как новый партнер "Газпрома" будем также работать с этим месторождением. Второй проект - это наше долевое участие в разработке ачимовских отложений месторождения "Уренгойское" на площадке 45. Для этого запланирован обмен активами с "Газпромом". Я уверен, что в будущем году в этот проект будут вложены миллиардные инвестиции.
Как вы собираетесь делить прибыль от разработки вышеназванных месторождений?
Райнер Зеле: Сначала мы должны получить прибыль, а затем она, конечно, будет распределяться в зависимости от соответствующего долевого участия партнеров в проектах. Так происходит везде.
Сколько прибыли вы собираетесь выручить в этом году?
Райнер Зеле: В этом году мы начинаем участвовать в разработке месторождения "Южно-Русское". Сейчас там добывается около 25 миллиардов кубометров газа в год. Это сто процентов, а наша доля составляет четверть общего количества.
Вы не собираетесь обмениваться активами с предприятием "Северный поток"?
Райнер Зеле: Я совершенно моногамно влюбленный человек, а именно в "Газпром". Никакой другой партнер больше для меня неприемлем.